В преддверии XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»: история театра ЮАР
28.08.2024
Государственный театр ЮАР (Претория)ИСТОКИ АФРИКАНСКОГО ТЕАТРА. ТЕАТР И РИТУАЛ
У зрителей, интересующихся необычным, экзотическим театром других стран, африканская культура вызывает интерес своей яркой самобытностью. В то же время, театру африканских народов присущи общие черты, характерные для драматического искусства народов всего мира. Это прежде всего касается его происхождения.
У всех народов возникновение театра было связно с ритуальными церемониями, обычно приуроченными к природным явлениям или важным моментам в жизни общества или отдельного человека. От тотемистических ритуалов животных и растений до обрядов культа Диониса-Вакха в античной Элладе и Риме, следы которых можно найти в театре Европы, – везде прослеживается эта связь.
В Африке возникновение народного театра также было связано с ритуалами нескольких циклов. В родоплеменную эпоху в переходных обрядах или инициациях наибольшее значение имели посвящения подростков в группу взрослых членов общины.
У большинства африканских народов обряды посвящения юношей, как и похоронные, выполнялись религиозными тайными обществами, в которых руководили старейшины, военные вожди, наиболее богатые общинники. В ритуальных церемониях сочетались пантомима, музыка (тамтамы, рога, трещотки и.т.п.), пляска, чревовещание. Самым впечатляющим моментом такой ритуальной драмы было ряженье исполнителей, надевание маски-личины и костюма, закрывающего весь корпус. Нередко лицедеи увеличивали рост до фантастической высоты, используя помимо высоких наголовников также ходули.
Большинство западных авторов, как этнографов-африканистов, так и искусствоведов, сходятся во мнении, что африканский театр вырос непосредственно из религиозных обрядов.
Африканские танцы
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА В АФРИКЕ
Как и в африканском устном народном творчестве, в зарождавшемся театре африканцев четко прослеживалась светская канва. Это касается всего континента, не только территории ЮАР. Английский путешественник Клаппертон во время своего пребывания в стране Йоруба в 20-х годах девятнадцатого века видел представления при дворе правителя, где изображалась охота, причем зверей играли люди-маски. Немецкий исследователь Макс Бюхнер, путешествуя по юго-восточной части бассейна Конго в 1877 году, наблюдал у народа минунго скоморохов, называвшихся мукиши. Своими акробатическими трюками, шутками и ужимками они веселили сбегавшийся отовсюду народ.У народа чокве в Анголе существовали маски, предназначенные исключительно для открытых зрелищ, доступных всем. Лицедеи в этих масках, называвшихся чихонго, разыгрывали шуточные сценки, персонажами которых были колдуны, охотники, старейшины и вожди.
Ранее среди европейских этнографов были распространены теории, что в Африке доколониального периода театр совершенно не существовал. Но колониальные этнографы девятнадцатого столетия не обнаружили театра в современной Африке прежде всего потому, что они искали театр с рампой и занавесом, пьесой и профессиональной труппой актеров.И, не найдя привычных для них форм спектакля, колониальные просветители поспешили высказать мнение, что до прихода европейцев африканцы не знали театра.
На самом деле в общественной жизни доколониальной Африки театр занимал значительное место, он имел свои традиции, свои выразительные средства, располагал опытными мастерами.
Фрагмент африканского спектакля
Расцвет традиционного театра приходится на прошлые века: за первую половину двадцатого века усилиями миссионеров и колониальных властей этот театр был уничтожен. Миссионеры запрещали обряды и ритуальные танцы, сжигали маски и ритуальные аксессуары. В середине двадцатого века новый самобытный театр развивался уже в иной общественной среде, на иной культурной основе.
Новый театр заимствовал многие черты современного европейского театра. Представления устраивались не на сельской площади среди природы, а в закрытом помещении, с занавесом и кулисами, с рампой и прожекторами. Изменились и драматургия, и поведение актера: вместо того, чтобы прямо обращаться к зрителю, актеры отгораживались от него воображаемой стеной.
Однако, даже переняв эти необычные для него черты, новый африканский театр не оторвался от традиционного искусства в целом. Драматурги писали пьесы на сюжеты старинных мифов и сказаний, выводили на сцену образы, взятые из местного пантеона, из истории страны или народного быта.
Первый театр ЮАР открылся в городе Кейптаун в 1801 году. Помимо приезжих артистов, в нем давали представления местные любительские коллективы переселенцев из Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции.
В первой половине XIX века любительские коллективы создавали преимущественно английские колонисты. В 1853 году Ш. Парри организовал из англоязычных актёров-любителей первую местную профессиональную драматическую труппу.
ПРОФЕСССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР
Театральное искусство начало зарождаться в 60-х годах прошлого века. Официальное его признание произошло в 1976 году, когда в Йоханнесбурге зрителям был представлен ряд драматических постановок. В наши дни южноафриканский театр признан во всем мире, а Йоханнесбургский театр является самым знаменитым в Африке. Для зрителей открыты Государственный театр Претории, театр им.Элизабет Снеддон (г.Дурбан) и другие.
В газетных заметках шестидесятых годов («Театр», 1964, № 6) сохранились свидетельства того, что южноафриканские артисты всегда помнили о своих корнях и стремились сохранять этническую уникальность. Например, в 1961 году один из популярных ансамблей «Американский джаз и варьете» показал программу под названием «Там-тамы Африки», в которой обрисовал путь африканских артистов – от джунглей до парижского кабаре «Фали бержер».
Большое влияние на театральное искусство оказала политика расовой сегрегации (апартеида) в ЮАР. Тематика спектаклей касалась вопросов социальной и расовой справедливости. В больших городах ЮАР – Йоханнесбурге, Кейптауне, Претории, Дурбане –работало много театров, но играли в них белые труппы для белого зрителя. Африканцам разрешалось играть только во второразрядных помещениях клубного типа.
Большой резонанс в шестидесятые годы имел первый музыкально-драматический спектакль «Кинг-Конг», созданный по инициативе «Союза южно-африканских артистов» в Йоханнесбурге. В основе спектакля лежали подлинные события, случившиеся несколько лет назад, когда популярный боксер по прозванию Кинг-Конг, запутавшись в паутине большого города, в отчаянии убил свою возлюбленную и покончил с собой. Спектакль рисовал жестокие картины бесправия, вражды и преступности, в которых жили городские низы Йоханнесбурга. После выдающегося успеха «Кинг-Конга» в разных городах ЮАР было поставлено несколько спектаклей, показывавших жизнь городских окраин.
В 1964 году Алан Пэйтон, писатель, драматург и видный деятель демократического антирасистского движения, возглавил новую организацию «Союз молодых работников межрасовых театров». Задачи этого союза были определены в декларации, опубликованной в журнале «Драм» – «рассказать об истинных проблемах своей родины в высокохудожественных спектаклях». В 1987 году Алан Пэйтон дебютирует в качестве режиссера: в помещении, арендованном Союзом, он ставит свою новую драму «Эпилог в Йоханнесбурге».(«Театр»,1987, № 6).
На рубеже 1950-х – 1960-х годов рядом с африканцами в театре работали демократически настроенные белые. Среди них – всемирно известный драматург Атол Фугард, сыгравший большую роль в основании и развитии современного африканского театра. Белые участвовали в работе Йоханнесбургского театра «Маркет» и «Пиплз спейс» в Кейптауне и других театрах, в основном в качестве режиссеров.
Атол Фугард
Современный театр ЮАР находится в постоянном развитии. Создаются новые постановки, пишутся пьесы. Появляются и современные здания для театров, которые не только воплощают в себе смелые творческие идеи создателей, но и дают возможность соединить театр с другими видами искусства. В 2012 году в городке Соуэто около Йоханнесбурга открылся театр «Soweto Theatre», который одновременно является арт-галереей. Для создания проекта архитекторы пригласили лучших национальных и международных экспертов в области акустики и театрального освещения.
Помимо драматического театра, в ЮАР также продолжает развивается балет и оперное искусство.
Первый оперный театр открылся в Кейптауне в 1893 году. С этого момента опера входит в культурный досуг жителей. А в 2005 году впервые в истории перевели на африканский язык коса (один из официальных языков ЮАР) оперу Жоржа Бизе «Кармен» и экранизировали ее. Сюжет классической оперы адаптировали к африканским реалиям – действие разворачивалось в поселке для черных жителей возле Кейптауна. Главную роль исполнила один из авторов перевода – 29-летняя вокалистка Полин Малефане, которая неоднократно с успехом исполняла партию Кармен в театре.
В 2001 году в Государственном театре Претории была осуществлена постановка балета «Лебединое озеро».
Звезды южноафриканского балета периодически приезжают в Россию. В 2012 году в Красноярском музыкальном театре состоялся международный совместный театральный проект. На одной сцене выступили солисты пяти крупнейших театров России: Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Кремлевского балета» и Большого театра – Москвы, Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга. Тогда впервые в России балетная публика познакомилась с чернокожей балериной – Кейти Фетла (Йоханнесбург, ЮАР), которая исполнила различные по стилю хореографические произведения. В 2024 году XXIII Международный фестиваль балета Dance Open открыла труппа из ЮАР Vuyani Dance.
Если вы хотите познакомиться с современным драматическим театром ЮАР, уникальным и неповторимым, приходите на спектакли фестиваля!
9, 10 октября Будь лучшей собакой режиссер Сейфемо Моцвири
10 октября Гамлет режиссер Фред Абрахамс
11 октября Система режиссер Сейфемо Моцвири
Напомним, что с 1 сентября цены на билеты вырастут на 20%. Успевайте!
В публикации использованы материалы из фонда Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки