В преддверии XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»: история театра ЮАР

28.08.2024

В преддверии XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»:  история театра ЮАР Государственный театр ЮАР (Претория)

ИСТОКИ АФРИКАНСКОГО ТЕАТРА. ТЕАТР И РИТУАЛ

У зрителей, интересующихся необычным, экзотическим театром других стран, африканская культура вызывает интерес своей яркой самобытностью. В то же время, театру африканских народов присущи общие черты, характерные для драматического искусства народов всего мира. Это прежде всего касается его происхождения.

У всех народов возникновение театра было связно с ритуальными церемониями, обычно приуроченными к природным явлениям или важным моментам в жизни общества или отдельного человека. От тотемистических ритуалов животных и растений до обрядов культа Диониса-Вакха в античной Элладе и Риме, следы которых можно найти в театре Европы, – везде прослеживается эта связь.

В Африке возникновение народного театра также было связано с ритуалами нескольких циклов. В родоплеменную эпоху в переходных обрядах или инициациях наибольшее значение имели посвящения подростков в группу взрослых членов общины.

У большинства африканских народов обряды посвящения юношей, как и похоронные, выполнялись религиозными тайными обществами, в которых руководили старейшины, военные вожди, наиболее богатые общинники. В ритуальных церемониях сочетались пантомима, музыка (тамтамы, рога, трещотки и.т.п.), пляска, чревовещание. Самым впечатляющим моментом такой ритуальной драмы было ряженье исполнителей, надевание маски-личины и костюма, закрывающего весь корпус. Нередко лицедеи увеличивали рост до фантастической высоты, используя помимо высоких наголовников также ходули.

Большинство западных авторов, как этнографов-африканистов, так и искусствоведов, сходятся во мнении, что африканский театр вырос непосредственно из религиозных обрядов.

afrikanskie_tanciy.jpg

Африканские танцы

ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕАТРА В АФРИКЕ

Как и в африканском устном народном творчестве, в зарождавшемся театре африканцев четко прослеживалась светская канва. Это касается всего континента, не только территории ЮАР. Английский путешественник Клаппертон во время своего пребывания в стране Йоруба в 20-х годах девятнадцатого века видел представления при дворе правителя, где изображалась охота, причем зверей играли люди-маски. Немецкий исследователь Макс Бюхнер, путешествуя по юго-восточной части бассейна Конго в 1877 году, наблюдал у народа минунго скоморохов, называвшихся мукиши. Своими акробатическими трюками, шутками и ужимками они веселили сбегавшийся отовсюду народ.У народа чокве в Анголе существовали маски, предназначенные исключительно для открытых зрелищ, доступных всем. Лицедеи в этих масках, называвшихся чихонго, разыгрывали шуточные сценки, персонажами которых были колдуны, охотники, старейшины и вожди.

Ранее среди европейских этнографов были распространены теории, что в Африке доколониального периода театр совершенно не существовал. Но колониальные этнографы девятнадцатого столетия не обнаружили театра в современной Африке прежде всего потому, что они искали театр с рампой и занавесом, пьесой и профессиональной труппой актеров.И, не найдя привычных для них форм спектакля, колониальные просветители поспешили высказать мнение, что до прихода европейцев африканцы не знали театра.

На самом деле в общественной жизни доколониальной Африки театр занимал значительное место, он имел свои традиции, свои выразительные средства, располагал опытными мастерами.

Фрагмент африканского спектакля.jpg

Фрагмент африканского спектакля

Расцвет традиционного театра приходится на прошлые века: за первую половину двадцатого века усилиями миссионеров и колониальных властей этот театр был уничтожен. Миссионеры запрещали обряды и ритуальные танцы, сжигали маски и ритуальные аксессуары. В середине двадцатого века новый самобытный театр развивался уже в иной общественной среде, на иной культурной основе.

Новый театр заимствовал многие черты современного европейского театра. Представления устраивались не на сельской площади среди природы, а в закрытом помещении, с занавесом и кулисами, с рампой и прожекторами. Изменились и драматургия, и поведение актера: вместо того, чтобы прямо обращаться к зрителю, актеры отгораживались от него воображаемой стеной.

Однако, даже переняв эти необычные для него черты, новый африканский театр не оторвался от традиционного искусства в целом. Драматурги писали пьесы на сюжеты старинных мифов и сказаний, выводили на сцену образы, взятые из местного пантеона, из истории страны или народного быта.

Первый театр ЮАР открылся в городе Кейптаун в 1801 году. Помимо приезжих артистов, в нем давали представления местные любительские коллективы переселенцев из Великобритании, Нидерландов, Германии, Франции.

В первой половине XIX века любительские коллективы создавали преимущественно английские колонисты. В 1853 году Ш. Парри организовал из англоязычных актёров-любителей первую местную профессиональную драматическую труппу.

ПРОФЕСССИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Театральное искусство начало зарождаться в 60-х годах прошлого века. Официальное его признание произошло в 1976 году, когда в Йоханнесбурге зрителям был представлен ряд драматических постановок. В наши дни южноафриканский театр признан во всем мире, а Йоханнесбургский театр является самым знаменитым в Африке. Для зрителей открыты Государственный театр Претории, театр им.Элизабет Снеддон (г.Дурбан) и другие.

В газетных заметках шестидесятых годов («Театр», 1964, № 6) сохранились свидетельства того, что южноафриканские артисты всегда помнили о своих корнях и стремились сохранять этническую уникальность. Например, в 1961 году один из популярных ансамблей «Американский джаз и варьете» показал программу под названием «Там-тамы Африки», в которой обрисовал путь африканских артистов –  от джунглей до парижского кабаре «Фали бержер».

Большое влияние на театральное искусство оказала политика расовой сегрегации (апартеида) в ЮАР. Тематика спектаклей касалась вопросов социальной и расовой справедливости. В больших городах ЮАР – Йоханнесбурге, Кейптауне, Претории, Дурбане –работало много театров, но играли в них белые труппы для белого зрителя. Африканцам разрешалось играть только во второразрядных помещениях клубного типа.

Большой резонанс в шестидесятые годы имел первый музыкально-драматический спектакль «Кинг-Конг», созданный по инициативе «Союза южно-африканских артистов» в Йоханнесбурге. В основе спектакля лежали подлинные события, случившиеся несколько лет назад, когда популярный боксер по прозванию Кинг-Конг, запутавшись в паутине большого города, в отчаянии убил свою возлюбленную и покончил с собой. Спектакль рисовал жестокие картины бесправия, вражды и преступности, в которых жили городские низы Йоханнесбурга. После выдающегося успеха «Кинг-Конга» в разных городах ЮАР было поставлено несколько спектаклей, показывавших жизнь городских окраин.

В 1964 году Алан Пэйтон, писатель, драматург и видный деятель демократического антирасистского движения, возглавил новую организацию «Союз молодых работников межрасовых театров». Задачи этого союза были определены в декларации, опубликованной в журнале «Драм» – «рассказать об истинных проблемах своей родины в высокохудожественных спектаклях». В 1987 году Алан Пэйтон дебютирует  в качестве режиссера: в помещении, арендованном Союзом, он ставит свою новую драму «Эпилог в Йоханнесбурге».(«Театр»,1987, № 6).

На рубеже 1950-х – 1960-х годов рядом с африканцами в театре работали демократически настроенные белые. Среди них –  всемирно известный драматург Атол Фугард, сыгравший большую роль в основании и развитии современного африканского театра. Белые участвовали в работе Йоханнесбургского театра «Маркет» и «Пиплз спейс» в Кейптауне и других театрах, в основном в качестве режиссеров.

Атол Фугард.jpg

Атол Фугард


Современный театр ЮАР находится в постоянном развитии. Создаются новые постановки, пишутся пьесы. Появляются и современные здания для театров, которые не только воплощают в себе смелые творческие идеи создателей, но и дают возможность соединить театр с другими видами искусства.  В 2012 году  в городке Соуэто  около Йоханнесбурга  открылся театр «Soweto Theatre», который одновременно является арт-галереей.  Для создания проекта архитекторы пригласили лучших национальных и международных экспертов в области акустики и театрального освещения.

Помимо драматического театра, в ЮАР также продолжает развивается балет и оперное искусство.

Первый оперный театр открылся в Кейптауне в 1893 году. С этого момента опера входит в культурный досуг жителей. А в 2005 году впервые в истории перевели на африканский язык коса (один из официальных языков ЮАР) оперу Жоржа Бизе «Кармен» и экранизировали ее. Сюжет классической оперы адаптировали к африканским реалиям – действие разворачивалось в поселке для черных жителей возле Кейптауна. Главную роль исполнила один из авторов перевода – 29-летняя вокалистка Полин Малефане, которая неоднократно с успехом исполняла партию Кармен в театре.

В 2001 году в Государственном театре Претории была осуществлена постановка балета «Лебединое озеро».

Звезды южноафриканского балета  периодически приезжают в Россию. В 2012 году в Красноярском музыкальном театре состоялся международный совместный театральный проект. На одной сцене выступили солисты пяти крупнейших театров России: Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, «Кремлевского балета» и Большого театра – Москвы, Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга. Тогда впервые в России балетная публика познакомилась с чернокожей балериной – Кейти Фетла (Йоханнесбург, ЮАР), которая исполнила различные по стилю хореографические произведения. В 2024 году XXIII Международный фестиваль балета Dance Open открыла труппа из ЮАР Vuyani Dance.


 Если вы хотите познакомиться с современным драматическим театром ЮАР, уникальным и неповторимым, приходите на спектакли фестиваля!

9, 10 октября  Будь лучшей собакой режиссер Сейфемо Моцвири

10 октября Гамлет режиссер Фред  Абрахамс

11 октября Система режиссер Сейфемо Моцвири

Напомним, что с 1 сентября цены на билеты вырастут на 20%. Успевайте!


В публикации использованы материалы из фонда Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки



Наверх