Якутский эпос на сцене «Балтийского дома»

09.09.2025

Якутский эпос на сцене «Балтийского дома» Якутский эпос на сцене «Балтийского дома»


 5 октября XXXV Международный театральный фестиваль «Балтийский дом» откроет пластико-хореографический перформанс Национального театра танца Республики Саха им. Кыыл Уола (Якутск) — «С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан».

Постановка Сергея Потапова создана по мотивам древнего якутского эпоса о девушке-богатыре Кыыдаан, рассказанного легендарным сказителем С.А. Зверевым (Кыыл Уола). В год 125-летия Кыыл Уола и 50-летия Сергея Потапова этот спектакль становится символом духовной и творческой преемственности.

На сцене героический эпос раскроется через шаманский ритм, архаичную и современную пластику, живую музыку и народное якутское пение – тойук. Древний сюжет предстанет как визуальная поэма на стыке традиционных этнических мотивов и современного театрального эксперимента.

Именно этим спектаклем, в котором скрыты древние коды народа саха, мы откроем фестиваль 5 октября в 19:00.


  Пластический спектакль олонхо Сергея Потапова - дань якутским традициям. Олонхо – это якутский героический эпос, который состоит из множества сказаний, родственных между собой по сюжетной линии.

В 2005 году ЮНЕСКО признала  олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». В честь этого события 25 ноября в Республике Саха (Якутия) отмечается День Олонхо – национального якутского героического эпоса. 

Обычно олонхо исполнялись в течение нескольких суток. Тексты читались сказителями наизусть.  Сюжетные события передавались речитативом, а прямая речь героев выражалась через пение.

У каждой общины был свой сказитель со своим репертуаром, поэтому олонхо имели разные версии. Благодаря олонхо и обучались, и просвещались, и проводили свой досуг.

В основе олонхо лежит судьба эпического племени Айыы. Это  мистическое племя, которое в якутской мифологии считается потомком высшего божества Юрюнг Айыы Тойона. Обычно этого бога изображают в виде орла или белого жеребца. Он живёт на девятом небе, которое представляется как прекрасная страна, в которой никогда нет зимы и где  растёт трава белого цвета, похожая на лебединые крылья.

Племя Айыы населяло Средний мир (Орто дойду) – мир, где обитают люди. Вселенная в якутской мифологии является трехчастной, она также состоит из Верхнего мира (Yөhээ дойду) и Нижнего мира (Аллараа дойду), а также из места обитания духов-покровителей иччи и священного мирового дерева Аал Луук Мас.  Этот мир служит своего рода преградой, отделяя добрых богов Верхнего мира от злых сил Нижнего мира, а его жители (люди) связаны с небесными божествами и обладают душами.

Олонхо можно поделить на три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми  – отверженными потомками божеств Айыы, изгнанными из Верхнего мира.

Вторая группа олонхо рассказывает историю героев – первопредков Среднего мира. По сюжету обычно герой направляется искать суженую, борется с враждебными племенами Нижнего мира, и добывает супругу в процессе героического сватовства. Именно так он становится родоначальником племени ураанхай саха.

Третья группа олонхо посвящена защитникам племени. Герои – богатыри из племени Айыы защищают племя и весь средний мир от абаасов – враждебных существ, населяющих Нижний мир.


миры олонхо.jpg
Миры олонхо с Мировым деревом.
Из серии "Якутский героический эпос олонхо".
Художник Тимофей Андреевич Степанов

Среди основоположников современной якутской литературы и поэзии — Платон Алексеевич Ойунский. Именно он записал самый известный якутский олонхо — "Ньургун Боотур Стремительный".
Зверев Сергей Афанасьевич — Кыыл Уола, который работал  уже в советское время, создал по мотивам этого олонхо одноимённую драму.


ky_y_l_uola.jpg

Кыыл Уола


Сергей Афанасьевич с детства интересовался якутским народным творчеством. И дед певца Антон Дьапта, и отец Афанасий Антонов-Кыыл Охонооhой были известными олонхосутами.
Выдающийся якутский народный певец в своих произведениях отражал природу и жизнь якутов. В 1947 году Зверева пригласили в Якутский государственный музыкально-драматический театр консультантом при постановке первой якутской героико-эпической оперы «Ньургун Боотур». В соавторстве с Г. Васильевым С.А. Зверев создал крупную поэму «Айхал эйиэхэ аар тайҕа» («Слава тебе, седая тайга»), которая рассказывала о зарождении алмазной промышленности в Якутии. Олонхо "Куллустай Бэргэн", поэмы "Оргуhуохтаах кыыс", "Айхал эйиэхэ, аар тай5а", "Уот Кудулу", "Мин сyрэ5им", "Улуу Москва туhнан тойук" и другие вошли в золотой фонд национальной литературы.

  Кроме того, Сергей Афанасьевич является основоположником якутской сценической танцевальной культуры. Он создал более тридцати танцев, признанных классическими образцами якутского народного танца. 

Для Сергея Потапова местом силы является Сунтарский улус: как и Кыыл Уола, он – уроженец этой земли. Поэтому спектакль «С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан» – и личный художественный диалог режиссера с легендарным сказителем, и возвращение к своим корням. 


Наверх