«Живые картины блокады»: Эрмитаж в блокадные годы. Рассказывает Елена Юрьевна Соломаха

19.03.2025

«Живые картины блокады»: Эрмитаж в блокадные годы. Рассказывает Елена Юрьевна Соломаха 22 марта на Малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» будет сыгран спектакль «Живые картины блокады» (реж. И. Коняев), созданный совместно с Государственным Эрмитажем. В преддверии этого показа мы попросили рассказать о работе музея в блокадное время Елену Юрьевну Соломаху, научного консультанта спектакля, заместителя заведующего отделом «Научный архив рукописей и документального фонда» Государственного Эрмитажа:

«Живые картины блокады» – необычный спектакль. Это одновременно и драматическое произведение, и документальный рассказ о жизни людей в блокадном Ленинграде.
В его основу положены воспоминания ленинградцев, переживших блокаду: музыковеда А.Д. Бушен, архитектора А.С. Никольского, писателей А.М. Адамовича и Д. А. Гранина, но все-таки главные действующие лица спектакля – сотрудники Эрмитажа.

Photo-015.jpg
Сцена из спектакля «Живые картины блокады». 
Фото Василия Акимова

Это хранитель западноевропейских гравюр А. А. Шмидт, специалист по Средней Азии Г. Н. Балашова, дочь заведующего Отделом Античного мира, маленькая Аня Белова, преподаватель Р. И. Рубинштейн, ее муж, сотрудник Отдела Востока Н.А. Шолпо погиб на фронте в первые дни войны), будущий директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский (войну он встретил в Армении на археологических раскопках древнего государства Урарту), главный хранитель Отдела Русской культуры, ведущий отечественный специалист по войне 1812, В. М. Глинка, реставратор Ф.И. Каликин, организовывавший ряд экспедиций на Русский Север, благодаря которым были найдены, отреставрированы им и тем самым спасены десятки уникальных икон, создатель социологической службы Эрмитажа П. Ф. Губчевский, во время блокады возглавивший охрану музея, заведующий Отделением Кавказа и Ирана А.Н. Болдырев (вместе с Пиотровским он дежурил в команде противовоздушной обороны музея), профессор, доктор наук Н. Д. Флиттнер, благодаря непосредственным усилиям которой была сохранена в блокаду знаменитая египетская мумия жреца Петесе, В. Ф. Левинсон-Лессинг, возглавивший Филиал Эрмитажа в Свердловске, и, конечно, директор Эрмитажа, легендарный И.А. Орбели. Именно благодаря Орбели, который начал готовиться к возможной эвакуации собраний за несколько лет до начала войны, удалось в рекордно короткие сроки упаковать и отправить в Свердловск двумя эшелонами бόльшую часть экспонатов музея.

Зал Эрмитажа.jpg
Зал Эрмитажа с пустыми рамами и песком
Вера Милютина
Апрель 1942 г.
Бумага, уголь
Государственный Эрмитаж

В начале июля 146 детей сотрудников вывезли на Урал. Часть экспонатов спрятали в подвалах, хрупкий фарфор закопали в нанесенные туда кучи песка, сняли люстры из Павильонного зала и тоже отнесли в подвалы. Мебель перенесли в конюшни под Висячим садом. Всего было перенесено в безопасные места около 120 000 предметов. В залах поместили фанерные щиты с песком и лопаты на случай тушения зажигательных бомб, заклеили окна, под бомбоубежища оборудовали 12 подвалов. В них в первые месяцы войны спасались от бомбежек сотрудники музея и члены творческих союзов, архитекторы, художники, преподаватели Академии художеств.

Дежурство сотрудников Эрмитажа на крыше Зимнего дворцаФотография Бориса Павловича Кудоярова1941–1944 гг.Источник: сайт Государственного Эрмитажа https://www.hermitagemuseum.org/
Дежурство сотрудников Эрмитажа на крыше Зимнего дворца
Фотография Бориса Павловича Кудоярова. 1941–1944 гг.
Государственный Эрмитаж

Здесь люди не только жили, они продолжали заниматься наукой, проводили заседания, писали статьи. Всю блокаду сотрудники продолжали следить за сохранностью оставшихся экспонатов, ликвидировали, насколько это было возможно, последствия бомбардировок, латали кровли, забивали фанерой выбитые стекла, нести дежурства в залах и на крышах, работали в эрмитажном стационаре, сажали овощи в Большом дворе и Висячем саду, шили одежду для фронта, участвовали в обязательных работах по уборке города – и все это в условиях постоянного чувства голода, смертей и тревоги за близких.

Огород в Висячем саду.jpg
Огород в Висячем саду
Вера Милютина
1942 г.
Бумага, карандаш
Государственный Эрмитаж


О том, что они чувствовали в первый день войны, о том, как жили и работали все долгих четыре военных года и о том, как встретили долгожданное известие о полном освобождении Ленинграда от блокады, обо всем этом они рассказали нам в своих воспоминаниях, дневниках и письмах, опубликованных в книге «Эрмитаж. Хроника военных лет. 1941-1945».

БИЛЕТЫ НА СПЕКТАКЛЬ
Наверх