80 дней до Победы: «Ленком» в прессе 1941-1945 гг.
06.03.2025

Во время Великой Отечественной войны были важны не только сводки с фронта, но и новости культурной жизни. Ведь и театральные постановки, и радиоспектакли, и музыкальные концерты помогали жить и бороться – день за днем, несмотря на трудности, и верить в Победу.
Труппа Театра имени Ленинского комсомола до отъезда в эвакуацию играла спектакли на сцене Малого оперного театра (сегодня – Михайловский театр) с сентября 1941 по февраль 1942 года.
На сцене Малого оперного театра в годы блокады Театр имени Ленинского комсомола играл спектакли: «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского (реж. И. Чужой), «Овод» по роману Э. Войнич (реж. Е. Альтус), «Машенька» по пьесе А. Афиногенова (реж. М. Чежегов), «Сирано де Бержерак» по пьесе Э. Ростана (реж. В. Соловьев), «Женитьба Белугина» по пьесе А.Н. Островского (реж. И. Дарьялов), «Забавный случай» по пьесе К. Гольдони (реж. Д. Волосов), «Крушение» по пьесе Д. Слепян (пост. Б. Великанова, реж. А. Жданович). Спектакли в блокадном Ленинграде играли вплоть до того дня, пока в городе не прекратилась подача электроэнергии.

Афиша Малого оперного театра
«Машенька»
Режиссер – М. Чежегов
Премьера спектакля состоялась еще до войны, 23 марта 1941 года. Постановка имела большой успех. Об этом упоминается в газете «Большевистское слово»: «Каждый раз на спектакле «Машенька» зрительный зал Театра им. Ленинского комсомола бывает переполнен. Во время действия то раздается дружный смех зрителей, то мелькают носовые платки. По окончании зрители долго аплодируют».
«Постановщики Б.М. Филиппов и М.В. Чежегов трактуют «Машеньку» как пьесу лирическую, как произведение, в котором подлинная поэзия человеческих отношений, поэзия любви и дружбы составляет основной фон действия», - писали в «Ленинградской правде».
«Сирано де Бержерак»
Режиссер – В. Соловьев

О спектакле «Сирано де Бержерак», премьера которого состоялась также до начала войны, 26 апреля 1941 года, в газетах говорили с воодушевлением. На страницах «Советского искусства» в июне 1941 года писали: «Драматург Владимир Соловьев взялся за трудное дело: он сделал новый стихотворный перевод «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. Соловьев нашел в творении Ростана основную ноту, определяющую художественную ценность пьесы, ноту мужественной романтичности. Владимиру Соловьеву удалось смягчить налет сентиментальности и мелодраматичности, имевшийся в пьесе Ростана и усиленный в прежних переводах».
«Пусть в спектакле не всегда четок ритмический рисунок, не всегда достаточно стремителен темп сценического действия (сцены в Бургундском отеле, в кофейне Рагно и некоторые другие), пусть далеко не все исполнители достаточно умело владеют искусством стихотворного диалога, но зрителей волнует и увлекает игра артиста В. Честнокова, прекрасно исполняющего центральную роль Сирано де Бержерака».
Премьеры
На сцене Малого оперного театра в 1941 году Театром им. Ленинского комсомола были выпущены три премьеры.
«Женитьба Белугина»
Режиссер – И. Дарьялов

В. Назарова и И. Дарьялов в спектакле «Женитьба Белугина»
30 сентября 1941 года была сыграна премьера возобновленной «Женитьбы Белугина». «Ленинград жил уже по суровым законам военного времени, и все же каждый день зрительный зал был заполнен публикой», - вспоминала об этом времени актриса театра Валентина Назарова.
«Забавный случай»
Режиссер – Д. Волосов

«Забавный случай». А. Курков в роли Филиберта
Остроумная комедия венецианского драматурга и либреттиста Карло Гольдони дарила зрителям радостные минуты в тяжелое блокадное время. Премьера состоялась 26 октября 1941 года.
«…Вспоминается зима 1941-1942 года. На сцене Малого оперного театра шел спектакль («Забавный случай» по пьесе К. Гольдони, реж. Д. Волосов). Веселая комедия Гольдони разворачивалась перед зрителем во всем великолепии своего блистательного юмора, молодости и влюбленности, неожиданных сценических положений. Партер был полон и внешне этот спектакль ничем не отличался от других. И только одна реплика, громким шепотом произнесенная кем-то из зрителей, осветила его иным светом.
- Посмотрите, какие они худые и бледные. Им, наверно, очень трудно двигаться по сцене.
И все обратили на это внимание, забыв в ту минуту, что и сами они худые и бледные, что и им тяжело двигаться и работать, но они стоят у станков и работают много и напряженно, из последних сил, потому что это нужно фронту, а в свободные часы ходят в театр, как делали это всегда. У них было мало хлеба, но они по-прежнему любили искусство. В театре это хорошо чувствовали и каждый день играли спектакли, досадуя только иногда, что Гольдони утратил немного свою легкость.
То были последние спектакли театра имени Ленинского комсомола в Ленинграде. Враг стоял у городских стен….» - писал А. Бейлин в газете «Смена» 25 декабря 1945 года.

«Забавный случай». И. Селянин в роли де Лакотри
«Крушение»
Режиссер – Б. Великанов

6 ноября 1941 года зрители увидели на сцене Малого оперного театра спектакль «Крушение» по пьесе Дорианы Слепян. «Крушение» было первой большой пьесой актрисы, режиссера и драматурга. Действие спектакля происходило в Германии в 1934-1935 годы.
Театр продолжал свою жизнь, и зрители приходили в него. «Люди не могут жить одним лишь горем: в осажденном городе существовали театр и музыка, книги и стихи, подлинная дружба, вера, надежда и любовь...» – писала в своих воспоминаниях блокадница Мария Васильевна Машкова.