К премьере спектакля «Пигмалион»: Бернард Шоу и его путь к успеху

17.01.2025

К премьере спектакля «Пигмалион»: Бернард Шоу и его путь к успеху 14 и 15 февраля в «Балтийском доме» – премьерные показы спектакля  «Пигмалион» по самой знаменитой пьесе выдающегося драматурга Бернарда Шоу (режиссер постановки – заслуженная артистка России Наталья Индейкина). В предвкушении премьеры рассказываем о великом ирландце и его творениях.

Упорство и воля

Второй после Шекспира, мастер сарказма, ирландский Мефистофель...Он отдал писательскому труду свыше 70 лет, и судьба отплатила ему сторицей: Шоу уверенно вошел в историю мировой литературы, чтобы остаться в ней по сей день признанным мастером слова и смелым реформатором. Хотя не все складывалось гладко, и очень длительный период его произведения не печатали. Из родного Дублина в Лондон Бернард уехал  в 1876 году. Юноша много работал, писал романы и статьи, но – увы! – лондонские издательства отказывали ему в публикации. Дебютными стали пьесы «Дом вдовца» и «Профессия миссис Уоррен», предназначавшиеся для постановки в независимом театре. Они вошли в цикл «Неприятные пьесы» наряду с другими произведениями.

Затем в свет вышли «Приятные пьесы», и сочинения из этого цикла уже были замечены большими театрами столицы. Но первым его настоящим успехом считается пьеса «Ученик дьявола», написанная в 1897 году и входившая в цикл «Пьесы для пуритан».

В 1904 году театр «Корд» взял в репертуар сразу несколько пьес Шоу – «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек». Так Бернард Шоу становится уже уверенно себя чувствующим в литературном мире автором.

Пигмалион Бернард Шоу обложка.jpg

В 1912 году появилась на свет пьеса «Пигмалион». Первая постановка состоялась в Вене, в Бургтеатре, 16 октября 1913 года. Сценическая жизнь «Пигмалиона» сложилась на редкость счастливо: она имела невероятный успех на сценах различных театров мира, и сегодня продолжает интересовать зрителя ничуть не меньше, чем сто лет назад.

Названием пьеса была обязана знаменитому мифу о скульпторе, влюбившемся в свое собственное творение. Был у пьесы и еще один привлекательный ход, заключавшийся в самом сюжете, ведь рассказ о превращении простушки в истинную леди всегда обречен на успех. В каких только вариациях он не являлся миру! И если у бедной Золушки из знаменитой сказки Шарля Перро была чудесная фея–крестная, то  для Элизы Дулиттл, главной героини «Пигмалиона», проводником в светскую жизнь стал  Генри Хиггинс, профессор фонетики. Благодаря ему она смогла настолько безукоризненно овладеть благородными манерами и полностью изменить свое произношение, что на светском приеме девушку признали настоящей герцогиней. Что помогло совершиться этому волшебству? Дело в том, что Бернард Шоу очень увлекался фонетикой. Его «Пигмалион» – не просто дань увлечению, но настоящий панегирик этой науке, признание ее преображающего, буквально магического действия.

Две премии

Бернард Шоу – единственный человек, удостоенный сразу двух высочайших наград: «Нобелевской премии» и «Оскара».

В 1925 году Нобелевский комитет вручил драматургу награду с формулировкой «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Пигмалион фильм.jpg

Кадр из фильма «Пигмалион»1938 года

В 1938 году писатель удостоился ещё одной награды, но уже в области киноискусства. За сценарий к фильму «Пигмалион» он получил «Оскар». До этого пьесу экранизировали несколько раз, но большинством фильмов Бернард Шоу не был доволен. Лишь в 1937 году продюсеру Габриелю Паскалю удалось договориться с Шоу, который поставил обязательные условия: он как автор пьесы должен был лично участвовать в написании сценария, влиять на выбор актёров для ключевых ролей, а от продюсера требовалось проводить съёмки, не отступая от сценария. В итоге Бернард Шоу сам утвердил кандидатуры актеров — Лесли Говарда на роль Хиггинса и Уэнди Хиллер на роль Элизы, участвовал в адаптации сценария и даже написал несколько дополнительных сцен.

Бернард Шоу 2.jpg

Бернард Шоу за работой

Всю свою жизнь драматург продолжал сочинять. Слава писателя не увядает до сих пор. Его пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Дом, где разбиваются сердца», «Святая Жанна» продолжают покорять читателей и зрителей, волнуя и удивляя, восхищая психологизмом и точностью.

«Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, чтобы создать себя» –  эта крылатая цитата Бернарда Шоу лучше любых подробных биографий рассказывает о том, каким образом он сумел достичь успеха, минуя все неприятности и препятствия, встречавшиеся на его пути.


БИЛЕТЫ НА ПРЕМЬЕРУ


Наверх