В преддверии XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»: Кама Гинкас и его Пушкиниана

23.08.2024

В преддверии XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»: Кама Гинкас и его Пушкиниана Кама Гинкас. Фото из архива театра  

6 октября на XXXIV Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан премьерный спектакль Камы Гинкаса по Пушкину и о Пушкине «Записки покойного Белкина» (Московский Театр юного зрителя).

Кама Миронович Гинкас – человек, без которого невозможно представить современное театральное искусство. Один из самых интересных режиссеров нашего времени, ученик Георгия Александровича Товстоногова, народный артист России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат многочисленных театральных премий (премия им. К. С. Станиславского, Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска», премия Михаила Туманишвили «За совершенство в искусстве», премии «Триумф», «Чайка», «Хрустальная Турандот», премия им. Георгия Товстоногова)… Его спектакли неоднократно представляли отечественный театр на международных фестивалях за рубежом.

Кама Гинкас дебютировал в Риге спектаклем «Традиционный сбор» по пьесе Виктора Розова. Два года он руководил ТЮЗом в Красноярске, затем возвратился в Ленинград (там были поставлены «Монолог о браке» Э. Радзинского, «Царствие земное» Т. Уильямса, «Пушкин и Натали»). С 1981 года режиссер стал работать в Москве, а со МТЮЗОМ режиссер сотрудничает с 1988 года.

1M1A4807.jpg

«Записки покойного Белкина». Фото Елены Лапиной (предоставлено МТЮЗом)

О новом спектакле «Записки покойного Белкина» сам Кама Миронович говорит так: «Меня спросили, <...> для вас это галочка к юбилею? Я взорвался: “Да что же это такое?! Причём тут юбилей?! Этот товарищ с бакенбардами сыграл в моей жизни решающую роль. Ясно?! Так случилось, как бы это ни казалось смешным, что именно Александр Сергеевич вырвал меня из многолетней безработицы, сделал москвичом, вывез мои спектакли далеко за пределы эСэСэРа. Более того, я такой, какой я есть сейчас, благодаря А.С. Пушкину. Пора отдавать долги”».

Постановка станет продолжением знаменитой «пушкинианы» Гинкаса. Первый спектакль из этого «цикла» – «Пушкин и Натали» – с Виктором Гвоздицким был создан режиссером в Ленинграде в 1979 году. Это был аскетичный моноспектакль, построенный на пушкинских письмах и актёрском существовании Виктора Гвоздицкого, «догадка о душевном состоянии поэта в конкретных обстоятельствах жизни». Но именно он помог режиссеру окончательно перебраться в Москву.

Далее в канун 200-летия поэта были созданы спектакли «Золотой Петушок» (1998) и «Пушкин. Дуэль. Смерть» (1999). Сейчас они уже навсегда вписаны в историю русского театра. За эти постановки в 1999 году на московском театрально-телевизионном фестивале «России первая любовь…», посвященном 200-летнему юбилею Пушкина, Кама Гинкас был назван лучшим режиссером.
Обе постановки были показаны в 1999 году на IX Международном театральном фестивале «Балтийский дом».

«Он удивительно красив, этот спектакль: изысканный и математически выверенный», – так писала о спектакле «Пушкин.Дуэль. Смерть» в 1999 году на страницах «Петербургского театрального журнала» театровед Любовь Овэс.

Pushkin4.JPG

«Пушкин. Дуэль. Смерть». Фото Кена Рейнольдса (предоставлено МТЮЗом)

«Золотой петушок» Гинкаса учит игре в театр, – рассказывал журнал «Ваш досуг» после премьеры сказки. – Он рождается на глазах зрителей буквально из «ничего»… И дети верят, что это они вместе с артистами и художником сочиняют все, что происходит на сцене».

  Анастасия Глебова, работавшая над спектаклем как художник (вместе со Светланой Архиповой) , так вспоминает о нем: «Я делала сказку «Золотой петушок» с Камой Гинкасом в Московском ТЮЗе, и это был прекрасный спектакль, очень страшный и грустный, и одновременно величественный, как мистерия».

Поклоны Гинкас Петушок.jpg
 «Золотой Петушок» на фестивале  «Балтийский дом». Выход на поклон.
Фото из архива Театра-фестиваля  «Балтийский дом»

Сейчас, в год 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина, Кама Гинкас обратился к «истокам великой русской прозы»  – «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина». Это знаменитый цикл, созданный поэтом холерной болдинской осенью 1830 года. В его повестях люди решают свою судьбу, играют  своими и чужими жизнями у края мрачной бездны, порой счастливо избегая падения. Но сколько тут случайности, сколько неизбежности, и кто или что на самом деле ведёт игру – эти огромные вопросы стоят за короткими повестями о мрачном и загадочном Сильвио и о ветреной и верной Марье Гавриловне.

Премьера спектакля «Записки покойного Белкина» состоялась 29 мая 2024 года и была тепло встречена публикой. «....Не замечаешь, как вдруг переключается невидимый тумблер, и ты уже внутри спектакля, ты уже сочувствуешь и сопереживаешь, как будто пушкинский текст читаешь впервые», - отзываются зрители на спектакль.

Увидеть новую постановку Камы Мироновича можно будет  6 октября  в «Балтийском доме»!

Напомним, что с 1 сентября цены на билеты вырастут на 20%. Успевайте!

БИЛЕТЫ
Наверх