Хроники «Гамлета»: из истории Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»

21.08.2024

Хроники «Гамлета»:  из истории Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» «Гамлет» Э. Някрошюса

Театр-фестиваль «Балтийский дом» за свою более чем тридцатилетнюю историю неоднократно обращался к русской и зарубежной классике. И неудивительно, что Шекспир занимает в этой хронике место особенное, а его Гамлет – герой на все времена. Точно также, как сам Гамлет в пьесе называет актеров «зеркалом и летописью своего времени», так и Гамлета можно назвать зеркалом, в котором отражается каждый. Так в свое время писал о нем Виссарион Белинский: «„Гамлет“!.. понимаете ли вы значение этого слова? — оно велико и глубоко: это жизнь человеческая, это человек, это вы, это я, это каждый из нас…»
В этом году на XXXIV Международном театральном фестивале «Балтийский дом» зрители увидят эффектный, красочный и современный спектакль, созданный в лучших традициях шекспировского театра – «Гамлет» Фреда Абрахамса. Его представит Театральная компания «Abrahamse & Meyer Productions» (Кейптаун, ЮАР).

Ожидая эту постановку, мы решили вспомнить самые яркие театральные версии великой трагедии о датском принце, показанные за всю историю существования Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».  

ЭЙМУНТАС НЯКРОШЮС

Лайф Някрошюс.jpg
«Гамлет» Э. Някрошюса 

В 1997 году в рамках VII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» был показан спектакль «Гамлет» Эймунтаса Някрошюса (фестиваль «Лайф»). Первый международный театральный фестиваль «Лайф» состоялся в Вильнюсе в мае 1993 года и сразу же привлек к себе внимание общественности и зрителей, дав возможность жителям Литвы увидеть недоступные до той поры спектакли лучших мастеров мирового театра. «Лайф» дважды участвовал в фестивале «Балтийский дом».

«Мех, каменные глыбы, лед, стекло, вода, металл, шепот, крик и пронзительная музыка Фаустаса Латенаса. Гамлета сыграл рок-кумир Литвы конца 90-х — фронтмен группы Foje Андрюс Мамонтовас; «Быть или не быть» он произносил, ежась от падающих на него с ледяной люстры капель, разрывая на себе намокшую рубаху; над сценой весь спектакль грозно нависал громадный ржавый диск циркулярной пилы», - писал «Современный театр».

Из беседы с Эймунтасом Някрошюсом:

«Откуда происходит Призрак отца Гамлета – из рая или из ада?

- Из рая. И приносит месть. А месть – от дьявола. В пьесе Призрак – это генератор идеи мести. До появления Призрака жизнь как будто идет в нормальном русле. Гамлет любит, учится. И вот приходит умерший отец. Это не сон. Апокалипсическая встреча. Умерший отец пришел. Можно сойти с ума. Гамлет клянется отомстить, и мир воспламеняется. Душа загорается. Он любил Офелию, но посылает ее в монастырь, потому что любовь начинает мешать искать правду.

Знаешь, какая для меня самая тяжелая шекспировская загадка? Отец толкает сына на преступление. Для меня это самый трудный вопрос в пьесе. И еще. Как может придти умерший человек? Гамлет должен быть в особом психологическом состоянии, чтоб ыПризрак показался.

- А был ли Призрак отца?

- Если бы я знал….»

gamlet-38.jpg

«Гамлет» Э. Някрошюса. А. Мамонтовас 

В 2004 году на Большой сцене «Балтийского дома» «Гамлет»  представлял первую часть шекспировской трилогии Театра «Мено Фортас» (Вильнюс, Литва), состоящую из трех частей: «Гамлет», «Макбет» и «Отелло» (Э. Някрошюс).

Театровед Алексей Вадимович Бартошевич так писал о Гамлете Някрошюса:

«Этот кусачий, взлохмаченный, как панк, живущий в состоянии нескончаемой тоски, на грани психического заболевания, когда стирается грань между безумием и игрой, полный не философского презрения к миру, а физического отвращения к нему, он, истерзанный на наших глазах растаявшим льдом и воском – обжигающий холод вечности и ее невыносимый зной, – этот Гамлет, подобно булгаковскому Мастеру, заслужил если не свет (который может появиться здесь ниоткуда), но хотя бы покой…»

Также «Гамлета» Някрошюса показали в 2007 году на XVII Международном театральном фестивале «Балтийский дом», который проходил под девизом «Весь Някрошюс» и был посвящен юбилею выдающегося мастера современной режиссуры.    

  ВИКТОР КРАМЕР

В 2000 году на X Международном театральном фестивале «Балтийский дом» (в рамках внеконкурсной программы) зрители увидели «Гамлета» Виктора Крамера (Театр «Фарсы»).

«Гамлета» Крамер поставил в очень современной манере, иронично и в то же время эффектно и красиво. В спектакле сочетались драма и грубый фарс, гротеск и постмодернизм, импровизация и строго выверенное оформление роли.

Режиссер привнес в трагедию эпохи Возрождения реальные токи постмодернистской эпохи. Действие пьесы было перенесено в двадцатый век, где женщины носят беретики, а мужчины одеты в белые свободные костюмы. Духовая музыка, сопровождающая все действие, заставляла забыть о том, что события происходят в датской тюрьме. «Пожалуй, впервые в истории постановок «Гамлета» в спектакле театра «Фарсы» сопоставлены не герой-трагик и Дания-тюрьма, не Гамлет и остальные персонажи, а две равноправные стихии, бытие и небытие, теснящие друг друга», – так писали в прессе о спектакле.

Спектакль был удостоен диплома Всероссийского театрального конкурса «Золотая маска» в 1998 году.


Крамер Гамлет.jpg
К.Воробьев (Розенкранц), И.Копылов (Гамлет), Д.Воробьев (Гильденстерн). Фото В.Васильева


ОСКАРАС КОРШУНОВАС

В 2009 году на XIХ Международном театральном фестивале «Балтийский дом» (тема «Живой театр») Городской театр Вильнюса («ОКТ») представил «Гамлета» Оскараса Коршуноваса.  Театр «ОКТ» (Театр Оскараса Коршуноваса) режиссер создал вместе с коллегами и единомышленниками в 1999 году.

OKT Hamlet photo Dmitrij Matvejev.jpg

"Гамлет" О. Коршуноваса. Фото Д. Матвеева

«Мы испытываем острую нехватку самоанализа, позволяющего понять среду, в которой мы живем, и решения, которые мы принимаем в жизни. Возможно, нам даже нужно подпитывать своеобразную паранойю в себе, чтобы защитить себя от фундаментальных ошибок в понимании мира. Нам нужно преодолеть спокойствие, которое нас окружает, научиться видеть его иллюзорность. Поэтому “Гамлет” - самая актуальная пьеса для нашего времени. Вопросы, которые в ней поднимаются, кажутся абсурдными лишь на первый взгляд…» - так отвечал сам Оскарас Коршуновас на вопрос о том, почему он решил поставить шекспировскую трагедию.

 «Мир «Гамлета» для Оскараса Коршуноваса — это мир театра, трагической клоунады. Жители датского королевского замка пребывают в тревожном сумраке сценической коробки, они лицедействуют, умея мимикрировать под любую роль в любых обстоятельствах и идя по жизни словно в пространстве игры, осознавая степень содеянного перед лицом кровавого финала, когда нечего и сказать, кроме «Дальше — тишина»… - писал театровед Павел Руднев.

ВАЛЕРИЙ ФОКИН

В 2010 году темой XX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» стало «Избранное». Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский) представил «Гамлета» режиссера  Валерия Фокина.

Роль Гамлета исполнял Дмитрий Лысенков.

spb-alexandrinsky-gamlet.jpg

«Литературная основа постановки собрана и перекомпонована Вадимом Левановым по основным прозаическим и поэтическим русским переводам Шекспира…Постановка Фокина отсылает к ключевым постановкам ХХ века – цитаты из Акимова и переклички с Мейерхольдом, полемика с Любимовым и Някрошюсом, список оппонентов можно длить… «Гамлет» Валерия Фокина – одно из самых внятных, артикулированных и убедительных театральных высказываний времени постмодернизма», –  писала театральный критик Ольга Егошина. 

РОМАН ГАБРИА

Девизом XXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»  стали «Шекспировские страсти». Тогда Санкт-Петербургский театр «Мастерская» показал трагифарс Романа Габриа  «Однажды в Эльсиноре. Гамлет». Роль Гамлета исполнял  Евгений Шумейко.

IMG_6408.JPG

«Однажды в Эльсиноре. Гамлет» Р. Габриа

«Артисты «Мастерской» — несколько поколений учеников Григория Козлова — в очередной раз демонстрируют отменную выучку и владение всеми элементами профессии, от психологически достоверной игры до игры на всяких инструментах, пения и почти акробатической пластики. Главное — прямо–таки завораживающую свободу.

На премьере случилась вещь, какие потом входят в легенды, — вспоминал журналист и театральный критик Дмитрий Циликин.  — Евгений Шумейко — Гамлет снимает обычную одежду, достает из рюкзака «шекспировский» костюм, в каком прежде щеголял один лишь Призрак, ему надо приступить к самому знаменитому монологу самой знаменитой пьесы. Он начинает: «Быть или не быть…» Тут в зале кашляют и, как всегда в театре, кто-то кашель подхватывает. Слова мучительного выбора застревают в горле Гамлета, и он, тоже закашлявшись, с трудом выдавливает: «…вот в чем вопрос». Смех — и аплодисменты этой импровизации: высшему проявлению актерской творческой свободы».


untitled-14.jpg

«Гамлет» Фреда Абрахамса

Возвращаясь к сегодняшнему дню, можем сказать, что на новом XXXIV Международном театральном фестивале «Балтийский дом» вас точно ожидает такой Гамлет, которого вы еще не видели. Ведь создатели спектакля Фред Абрахамс и Марсель Мейер являются ведущими интерпретаторами пьес Уильяма Шекспира в Южной Африке.

Каждый показ «Гамлета» Театральной компании «Abrahamse&Мeyer Production”  (Кейптаун, ЮАР) абсолютно неповторим, потому что  в зависимости от той сценической площадки, где постановка играется, придумывается новое решение.

untitled-364.jpg

untitled-23.jpg

untitled-33.jpg

«Гамлет» Фреда Абрахамса

Спектакль отличает изысканная,  выразительная красота костюмов и сценографии, и глубокая психологическая актерская игра.   

Спектакль идет с переводом.

Напомним, что с 1 сентября цены на билеты вырастут на 20%. Успевайте!

БИЛЕТЫ


Фотографии - из архива театра


Наверх