В преддверии XXXIV Международного театрального фестиваля «Балтийский дом»: «Госпожа Бовари – это я!» Гюстав Флобер и его знаменитый роман
15.08.2024
4 и 5 октября на Большой сцене «Балтийского дома» состоятся показы спектакля «Мадам Бовари» – инсценировки Антона Федорова по мотивам романа Гюстава Флобера.Перейти на страницу спектакля
В этой публикации мы рассказываем о режиссере спектакля, а еще вспоминаем, как получилось так, что «Госпожа Бовари» в свое время приобрела скандальную славу и совершила своего рода переворот во французской литературе.
Антон Федоров ставил спектакли в театрах Москвы, в Башкирии, в Татарстане, Саратове и Воронеже. В своих спектаклях он нередко самостоятельно работает над инсценировкой и сценографией. Режиссёр создаёт удивительные сценические миры, переплетая кино, драму, мультипликацию и русский психологический театр. Его «Петровы в гриппе», «Буковски» в «Гоголь-центре», «Где ты был так долго, чувак» в пространстве «Внутри», а также киносериал «Мир! Дружба! Жвачка!» каждый раз становились событиями.
«Мадам Бовари». Сцена из спектакля. Наталья Рычкова (Эмма Бовари) и Семен Штейнберг (Шарль Бовари)
В своей новой постановке Антон Федоров показывает человека без прикрас. Он полностью следует идее Флобера, который дал честный портрет человека своего времени, не шаблонный, а живой и настоящий. Эта предельная честность с читателем повлекла за собой огромные неприятности для автора, вплоть до судебных разбирательств. Роман и его создателя обвиняли в оскорблении общественной морали.
Почему? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, что книги с настолько откровенной психологией характеров и детальным разбором чувств, в том числе не самых возвышенных, вовсе не были нормой для французской литературы девятнадцатого столетия.
Сюжет «Госпожи Бовари» Гюстав Флобер услышал от своего друга Луи Буйле. Прототипом госпожи Бовари стала Дельфина Кутюрье, жена обыкновенного сельского врача Эжена Деламара (в романе – Шарля Бовари). Она совершила самоубийство, поддавшись отчаянию из-за неудавшихся любовных романов, которые заводила тайком от мужа, а также из-за огромных долгов (молодая жена постоянно тратилась на украшения и наряды). Более того, Флобер и сам был знаком с семьей Деламар, что позволило ему передать картину их жизни с портретной точностью.
Роман впервые был напечатан в 1856 году и стал для писателя дебютным. А создавал он его в течение пяти лет, работа шла трудно и медленно. Хотя трудности преследовали автора не только во время работы над книгой, но и после. Когда рукопись принесли в печать, редактор, ознакомившись, испугался оставлять некоторые сцены, например, сцену свидания Эммы и Леона в экипаже. Они были вырезаны. Ведь по французскому закону на тексты, наносящие «непоправимый урон общественной или религиозной морали и человеческой нравственности», налагался строжайший запрет.
Так что первое издание «Госпожи Бовари» было значительно невиннее известного нам, но и того, что было напечатано с изъятиями, вполне хватило, чтобы вызвать резонанс и повлечь за собой страшный скандал. По факту «непристойного содержания романа» был подан иск к журналу «La Revue de Paris», опубликовавшему его, и к Флоберу лично.
Главным пунктом обвинения было то, что Эмма Бовари и ее измены изображены в романе слишком привлекательно, что побуждает читателей сочувствовать ей и даже проникаться к героине симпатией.
В январе 1857 года состоялся суд. Обвинитель осуждал Флобера и его реалистичную манеру, замечая, что необходимо призвать автора к соблюдению приличий. Защитник настаивал на том, что девушки, читая этот роман, задумаются над своим поведением и, напротив, не станут идти навстречу порочным желаниям и страстям. Его выступление длилось четыре часа.
В итоге все подсудимые были оправданы, однако судья дал заключение, что роман, безусловно, заслуживает осуждения. Но это не помешало ему быть опубликованным в двух томах и приобрести огромную популярность. Книгу предваряло посвящение, в котором автор воздавал должное таланту своего защитника: «Мари-Антуану-Жюли Сенару, парижскому адвокату, бывшему президенту Национального собрания и министру внутренних дел. Дорогой и знаменитый друг! Позвольте мне поставить Ваше имя на первой странице этой книги, перед посвящением, ибо Вам главным образом я обязан ее выходом в свет. Ваша блестящая защитительная речь указала мне самому на ее значение, какого я не придавал ей раньше. Примите же эту слабую дань глубочайшей моей признательности за Ваше красноречие и за Ваше самопожертвование.
Гюстав Флобер. Париж, 12 апреля 1857 г.»
Впоследствии Флобера назовут едва ли не основателем натурализма за его правдивость, точность и буквально «препарирование» чувств своих героев. Можно сказать, что он был предвестником этого литературного направления, которое сложится уже позднее, на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.
Флобер не осуждал свою героиню на страницах романа, давая возможность читателю разобраться в сюжете самостоятельно и понять, была ли Эмма права или нет. Более того, в истории остались его знаменитые слова: «Госпожа Бовари – это я!» Он передал своей героине мучившее и его самого чувство невыносимой тоски от пошлости окружающего буржуазного мира, неудовлетворенности обывательским существованием. Таких ситуаций, когда человек ощущает себя «задушенным» жизнью, немало и в наши дни. Как выйти из этого тупика – задумываются многие.
Поразмышлять на тему поиска идеальной, лучшей жизни, а также увидеть великий роман французского реалиста в трактовке одного из ведущих современных режиссеров можно будет уже совсем скоро, на XXXIV Международном театральном фестивале «Балтийский дом».
Напомним, что с 1 сентября цены на билеты вырастут на 20%. Успевайте!