Накануне премьеры «Золотой петушок»: актеры рассказывают о работе над спектаклем. Продолжение

31.05.2024

1 июня состоится премьера спектакля Владимира Жукова «Золотой петушок» по знаменитой сказке А.С. Пушкина. По словам режиссера, эта история будет интересна и взрослым, и детям – и прекрасно подойдет для семейного просмотра. Продолжаем разговор с актерами спектакля об их ролях и о том, как шла работа над постановкой.


Сцена из спектакля. Танец бояр


Спектакль создан по сценической версии Владимира Жукова, основанной на знаменитом либретто В.И. Бельского по «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.  

Главную роль – царя Дадона – играет ЕГОР ЛЕСНИКОВ.


Егор Лесников (царь Дадон)

Расскажите о работе с режиссером.

С Владимиром Жуковым работалось легко. Он молодой режиссер, поэтому мы в каком-то плане близки по восприятию, у нас общий бэкграунд и похожие эстетические вкусы. Владимир  дает актерам творческий простор. С ним спокойно можно предлагать. Мне было что предлагать, поэтому никаких проблем с этим методом работы не было. Спасибо режиссеру за то, что он собрал нас, сделал такое распределение, привел замечательную команду и воплотил свою идею на нашей сцене. Я очень рад прикоснуться к этому материалу и способствовать продвижению русской культуры в театре.

Царь Дадон уже в летах. Как подходили к воплощению образа возрастного персонажа?

Это интересно. У меня не так много возрастных персонажей. Это еще одна какая-то веха для меня, некий вызов – сыграть героя в возрасте. Некоторые моменты дались чисто технически, благодаря ремеслу. Вспоминались наблюдения, в том числе за родными людьми. Мой учитель Исаак Романович Штокбант, например,  разговаривал высоким голосом. Наверняка все мои однокурсники, когда играют стариков, берут его интонации, потому что он был очень запоминающимся.

По поводу возраста Дадона, если я назову какую-то конкретную цифру, это будут мои фантазии, но семидесяти ему еще нет. Он пока в неплохой форме, хотя голос все равно срывается – много отдавал приказов, кричал, руководя боевыми действиями.

Я все равно почувствовал, что роль тяжелая, все-таки мой персонаж – царь. Огромная ответственность за весь спектакль, за мой народ.  Вообще народ в спектакле играет важную роль, практически роль первого плана. И это верно.  Царь и народ должны быть вместе. Такова русская идея – православие, самодержавие, народность.

Воевода Полкан

ГЕРМАН ЧЕРНОВ:

Я ко всем работам отношусь с энтузиазмом, максимальной включенностью. Раньше тоже играл в сказках, детских утренниках. Мне это нравится. 

«Золотой петушок» –  это мой первый детский спектакль в «Балтийском доме». До этого у меня были только вечерние спектакли. И вот первый спектакль для детей – и сразу выпуск, премьера, и Большая сцена. Роль у меня не главная, но все равно она масштабная и заметная. Я сейчас еще не наигрался вдоволь, хочется еще пошакалить немножко. Я даже немного свою роль гиперболизировал. Изначально у Полкана был один текст и одни сцены, но постепенно я начал «захватывать» территорию – и режиссер сказал мне: «Я решил тебе еще текста добавить». Подумал – это же отлично, значит, я смогу еще что-то сыграть! Теперь (не знаю, хорошо это или плохо),  я вообще не ухожу со сцены.


Валерия Осипова, Елена Сохацкая (восточные девицы), Герман Чернов (Воевода Полкан)

Пока, как бы странно ни звучало, в сравнении с теми спектаклями, что уже были, «Золотой петушок» – это самый сложный для меня выпуск. Потому что мне приходится и танцевать, и прыгать, и бегать, и махать мечом… Семь потов с меня сходит. Но пока что я рад, я заряжен. И надеюсь, что так и будет дальше. 

Царевич Гвидон

ИГОРЬ ГОППИКОВ


Сцена из спектакля «Золотой петушок». Игорь Гоппиков (царевич Гвидон), Ксения Ольховская и Александра Момот (русские девицы)

Чем работа в спектакле-сказке, который должны смотреть с интересом и дети, и взрослые, отличается от игры во взрослом спектакле?

Работая над спектаклем, мы не производили такого деления на «взрослый» или «детский», но в процессе репетиций пришли к более лубочному и гротесковому существованию. К тому же сказка – это нечто волшебное, такой жанр позволяет практически всё, в отличие от психологической драмы.

Удалось ли в процессе репетиций в полной мере почувствовать себя царевичем?

Жизнью царевича насладиться в полной мере не удалось, так как в спектакле всё настолько динамично, одно событие сменяется другим: вече, битва, свадьба, пир, похороны... куда там!

Сцена из спектакля. Денис Мухоян (царевич Афрон), Дехиар Гусев (боярин) 

Царевич Афрон

ДЕХИАР ГУСЕВ:

Спектакль достаточно динамичный – здесь и поединки с мечами, и танцы, и вокальные партии…. Что оказалось наиболее сложным?

Самое трудное для меня здесь в том, что я выпускаю две линии, играю в двух составах.

В одном у меня роль царевича Афрона, в другом составе я боярин, бегаю в массовке. Но работы при этом не меньше. В моменты, когда я на сцене напрямую не задействован, все равно смотрю за другим человеком: если играю за боярина – присматриваю за Афроном, а если играю за Афрона – слежу за боярином, потому что мне же играть через несколько часов эту роль! Вот это самое сложное. Даже пришлось отказаться от каких-то сторонних проектов в последнюю неделю, чтобы сконцентрироваться на выпуске.

С одной стороны, хочется через Афрона сделать в этом детском спектакле какое-то серьезное высказывание, а с другой – не «пересерьезничать», не растерять жанр, не уйти в пародию. То есть надо держать в голове конкретного персонажа, которого я придумал, но делать его наивным, честным, открытым. Роль, которую я изначально начал выстраивать со стороны, мне теперь нужно создавать изнутри, веря во все, что я говорю. Роль на сопротивление у меня получается. Афрон  – политик, любимый  сын  царя, на словах воин, а на деле трус.

Спектакль интересный, настоящий,  в нем даже больше смыслов, чем в некоторых взрослых спектаклях, где просто развлекают людей. Мне кажется, что зрителям будет о чем поразмышлять.

Расскажите о работе с режиссером Владимиром Жуковым.

Он дает большую свободу для поиска, возможность пробовать что-то свое, ищет вместе с нами жанр существования. Владимир – режиссер направляющий, создающий общую атмосферу. Сначала актерам дается пространство, а потом, в какой-то момент, он начинает закреплять получающуюся форму, определяя, что в итоге останется, а что нет.

Удалось ли почувствовать себя настоящим царевичем?

Да, конечно! Удалось приобрести новые штампы, которые мне несвойственны. Я даже не думал, что могу так говорить и зажигаться пламенными речами о будущем нашего царства. Да, эта роль – на сопротивление, она до сих пор дается мне сложно, хотя, казалось бы – детский спектакль … Но мне это интересно. Роль еще в хорошем смысле слова не готова, не обжита: где-то полгода я еще буду в ней определяться, создавать ее. Так что получается  интересная новая работа и образ, в котором зритель меня еще не видел.

ДЕНИС  МУХОЯН:

«Золотой петушок» получился замечательным спектаклем, чему я бесконечно рад! Ведь здесь, помимо роли актера, режиссёр Владимир Жуков мне позволил выступить ассистентом по пластике, за что ему огромная благодарность. И мне очень радостно, что это произошло именно в этом спектакле.


Андрей Архипов (Звездочет)

Звездочет

АНДРЕЙ АРХИПОВ:

Роль Звездочета очень необычная, потому что вообще само произведение «Золотой петушок»  –  это последняя сказка Александра Сергеевича Пушкина, и она несет в себе взрослые, философские смыслы. Колдун Звездочет – это нечто инфернальное, дьявольское, проверяющее Дадона, сдержит ли он свое слово. Весь спектакль о том, как важно выполнять данное обещание, чтобы ни случилось. Мы с режиссером обсуждали это изначально, приступая к работе.

В моем герое есть нечто мистическое, очень близкое мне, потому что моя отдельная  профессия – фокусник-иллюзионист. Я занимаюсь этим больше 15 лет. У меня есть и программы для детей, и взрослые программы для юбилеев, дней рождений и свадеб. И когда режиссер попросил привнести в спектакль показ фокусов и иллюзий, я предложил несколько вариантов, и он выбрал, что ему нравится. 

Мой персонаж – не просто звездочет, а колдун, такой старичок, обладающий сокровенными знаниями, некий Мерлин или Леонардо да Винчи: здесь и наука,  астрология, и волшебство… Например, у него есть волшебный посох: во втором акте с помощью него Звездочет ведет бесконтактный бой, отбиваясь  от стражи Дадона, а в финале уже не сопротивляется, а сам ждет удара от царя, потому что знает, что все предрешено и Дадон должен его убить. Хотя убить Звездочета по-настоящему невозможно, он бессмертен. Так мы решили. В общем,  приходите и сами все увидите! Этот яркий спектакль  со множеством смыслов понравится и детям, и взрослым.



Сцена из спектакля.  В центре - золотого петушка держит Александр Муравицкий (Воевода Полкан).


Фотографии Василия Акимова

БИЛЕТЫ НА ПРЕМЬЕРУ



Наверх