К премьере спектакля «Золотой петушок». Говорим о музыке
29.05.2024
1 июня Театр-фестиваль «Балтийский дом» откроет Всероссийский театральный фестиваль «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» сказочной премьерой Владимира Жукова «Золотой петушок». В преддверии этого события мы поговорили с композитором спектакля Григорием Ауэрбахом.

Григорий Ауэрбах. Фото с официального сайта композитора auerbakh.org
Григорий Ауэрбах много и плодотворно сотрудничает с московскими и периферийными драматическими театрами, с кукольными театрами знаменитой «уральской зоны».
За без малого пятидесятилетнюю композиторскую деятельность Григорием Ауэрбахом написана музыка к более чем восьмидесяти театральным постановкам, четырём художественным фильмам, одному полнометражному мультфильму, нескольким телевизионным программам.
Григорий Львович, режиссер Владимир Жуков в интервью сказал, что Вы условно называете жанр спектакля «опера-лубок». Что Вы вкладываете в это понятие?
Володя (Владимир Жуков, режиссер – прим. ред.) ставит сказку не по тексту Пушкина, а на основе либретто Владимира Ивановича Бельского. Это очень талантливая работа – Бельский очень трогательно обошелся с пушкинскими стихами, нигде не позволив себе ничего лишнего. Но, видимо, ему необходимо было исполнять пожелания композитора.
А композитор хотел, чтобы там была типичная оперная фабула. Дело в том, что эта сказка у Пушкина – самая короткая. И конечно, оперному композитору вроде Римского-Корсакова развернуться в этом пространстве было негде.
А лубком я называю эту музыку потому, что в ней я использовал нарочито простецкие, народные русские интонации, которые, по аналогии с живописью, условно можно назвать лубочными.
«Золотой петушок» – это спектакль для всех возрастов, но прежде всего, наверное, это детская сказка. Какими свойствами должна обладать музыка в театральном спектакле, чтобы заинтересовать маленького зрителя и запомниться ему?
У каждого композитора будет свой ответ, но для меня основным критерием и непререкаемой истиной – а я сделал много работ для детей – должно быть качество музыки. Она должна быть лучше, чем для взрослых. И правдивее. Детей невозможно обмануть наносным энтузиазмом, веселостью… Эта искренность должна чувствоваться самим автором. Если я пишу детский спектакль, я отношусь к нему серьезно. Потому что и ребенок будет смотреть его серьезно, для него это правда. И я должен показать ему настоящую правду.
«Золотой петушок», конечно, сказка не только для детей. Она многослойная, имеет множество смыслов. И трагическая смерть Дадона от удара петушиным клювом, и Дадоново коварство, когда он обещал Звездочету полцарства, но ничего не дал…А Звездочет оказался еще коварнее, заранее подослал Шамаханскую царицу и потом забрал ее, оставив Дадона с пробитой головой и ни с чем. А самое главное, что все это происходит на глазах у народа, и народ безмолвствует от этой картины.
«Музыка - самый искренний и светлый вид искусства»
Несколько вопросов, связанных с премьерой, мы задали и музыкальному руководителю «Балтийского дома» Светлане Митрофановой. В спектакле она является педагогом по вокалу, как и в большинстве постановок, выпускаемых театром.

Светлана Митрофанова. Фото из архива театра
Светлана, как происходит взаимодействие с композитором и с актерами?
Взаимодействие с композитором происходит через партитуры и личное общение, конечно. Григорий Ауэрбах создал специально для этого спектакля арию Шамаханской царицы, постановкой которой я, как педагог по вокалу, занималась и очень довольна результатом. Изначально композитором было создано два варианта партии Шамаханской царицы для того, чтобы максимально раскрыть вокальную и персонажную индивидуальности наших прекрасных актрис, которые исполняют эту роль – Полины Гараненковой и Елены Карповой.
Мы репетировали с девочками и выбрали наиболее удобный вариант для каждой из них. У девочек абсолютно разная вокальная природа, что мне, как педагогу по вокалу, безумно ценно и интересно, так как в результате у нас получились очень вкусные и даже стилистически разные прочтения данного музыкального номера. Я однозначно рекомендую зрителям прослушать арию Шамаханской царицы в исполнении обеих актрис – это незабываемая, волшебная, высокопрофессиональная атмосфера и живой звук!
Расскажите о музыкальных особенностях спектакля, в чем его «изюминка». Режиссер и композитор называют постановку «оперой-лубком». Что это означает для Вас?
Стилистическое направление «лубок» предполагает графичность, яркость, доступность символики и смыслов, фольклорность и простоту. В музыкальном материале всё это действительно есть, кроме простоты. (Смеется). Потому как композитором создана очень фактурная и технически сложная опера! Она безумно красивая и профессионально объемная, как и положено опере. Музыка Григория Ауэрбаха сочетает в себе и русскую народность, и магическую хроматическую восточность, и классичность, и неподражаемую аутентичность самого автора, и даже музыкальный намек на одноименное историческое достояние – оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова. Всё это формирует стиль неоклассики – один из самых технически сложных и художественно интеллектуальных музыкальных стилей, и это для меня и есть «изюминка» нашего спектакля.
Какой должна быть музыка в сказочной постановке для детей? Может ли она устрашать, тревожить? Ведь в «Золотом петушке» есть и трагические моменты – например, когда гибнут сыновья Дадона, убивая друг друга.
Музыка – самый искренний и светлый вид искусства! Она не программирует, не воспитывает, не «устрашает». Музыка – это эмоция, чувство, сердечное колебание, которое возвышает, созидает, сопереживает и показывает человеку невидимые стороны его души, если он к этому открыт. Дети открыты! Они плачут, когда гибнут сыновья, восторженно приподнимаются и замирают в момент появления Шамаханской царицы, с любопытством и восторгом следят за звездочетом, анализируют личность и поступки царя Дадона, задают вопросы и чувствуют всё! Так и работает настоящая музыка – она универсальна и не делится на детскую или взрослую, она делится на правдивую, созвучную нашей душе или нет. Настоящая музыка, как и театр, всегда про человека, про отношения, про любовь, про принятие. В ней уже заложены все грани и возрасты человеческой природы. и в этом и есть её истинная сила и красота.
