К премьере спектакля «И никаких но!..» Пьеса Робера Тома и фильм «Ищите женщину»

26.03.2024

На 27 апреля 2024 года намечена премьера спектакля «И никаких но!...» режиссера Александра Исакова по пьесе Робера Тома «Попугаиха и цыпленок» в переводе Светланы Володиной. Сегодня мы вспоминаем о пьесе и о популярной, любимой зрителями отечественной экранизации комедийного детектива.

Робер Тома

Робер Тома.jpg

Пьесы Тома всегда пользовались большой популярностью, ставились в театрах, экранизировались. Одна из его пьес – «Восемь любящих женщин» в постановке Льва Рахлина – уже несколько лет с успехом идёт в «Балтийском доме».

Тома с детства мечтал о профессии актера и после окончания школы отправился в Париж. Его мечтой было поступить в театр. Однако семья не одобряла этого замысла и лишила «самонадеянного» юношу материальной поддержки. Роберу приходилось работать почтальоном, не оставляя своих планов – одновременно он учился на актёрских курсах и играл в массовках. Вскоре ему начали поручать сперва небольшие, а затем и более значительные роли.

Но Робер ярко проявил себя не только в актёрском мастерстве, но и в драматургии. Первые две пьесы начинающего автора «Восемь женщин» и «Мадам дефис», написанные в Ницце в 1958 и 1959 годах, поставлены не были. Упорство Робера Тома было вознаграждено успехом его восьмой пьесы. 28 января 1960 года «Ловушка для одинокого мужчины» в парижском театре Буфф-Паризье́н произвела фурор, и автор пьесы в одночасье стал знаменитым. Пьесой заинтересовался Альфред Хичкок, намереваясь приобрести права на её экранизацию в кино. «Ловушка» утвердила Тома как автора психологических криминальных драм с ярко выраженным галльским комическим уклоном.

С 1970 года до своей смерти в 1989 году Робер Тома был режиссером в театре Эдуарда VII, как режиссер создавал кинофильмы, снимался как артист, писал сценарии.

В 1961 году Тома переработал пьесу «Восемь женщин», и 28 августа на сцене парижского театра Эдуарда VII состоялась премьера спектакля. В этом же году пьеса была удостоена премии Quai des Orfèvres.

Во Франции по этой пьесе в 2002 году режиссер Франсуа Озон снял музыкальный фильм со звёздным актерским составом, в который входили Даниэль Дарьё, Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер и Эммануэль Беар. За актёрский ансамбль картина была удостоена приза «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале.

20210219-KRS_1026.jpg

Сцена из спектакля «Восемь любящих женщин». Мадам Шанель – з.а. России Ирина Конопацкая, Пьеретта – Виктория Жилина, Августина –Мария Мещерякова. Фото Натальи Кореновской 

Явной творческой удачей Тома станет  созданная им французская адаптация пьесы «Миссис Пайпер ведёт следствие» (иное название пьесы  –«Хлопотунья», в оригинале — англ. «Busybody») британского драматурга Джека Поплуэлла. Тома назвал свою  версию «Попугаиха и цыпленок», что в переводе с разговорного французского означает «Болтушка и полицейский» (во Франции болтливых женщин называли попугаихами, а цыплятами – полицейских из-за того, что они носили форму жёлтого цвета).

История убийства, торжественно раскрытого болтливой секретаршей Алисой Постик и её другом детства комиссаром Анри Грандэном, была просто создана для сцены – искрилась юмором, привлекала ловкими сюжетными ходами и непредсказуемостью.

Ищите женщину

Софико Чиуарели.jpg

Кадр из фильма «Ищите женщину». Софико Чиаурели в роли Алисы

По произведениям Тома поставлено много спектаклей и фильмов, в частности, два популярных советских фильма – «Ищите женщину» (1982) и «Ловушка для одинокого мужчины» (1990). В 1989 году по пьесе «Ловушка для одинокого мужчины» на студии «Лентелефильм» также был поставлен телеспектакль «В ожидании Элизабет».

 В 1982 году на экраны вышел  советский фильм Аллы Суриковой «Ищите женщину» с очаровательной Софико Чиаурели и неподражаемым Леонидом Куравлёвым в главных ролях. Да и весь актерский состав картины был поистине звёздным: Сергей Юрский, Елена Соловей, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Владимир Басов.

А началось все с того, что переводчик Светлана Володина взялась за составление сборника современной французской драматургии.  Одной из переведённых ею пьес стала «Попугаиха и цыплёнок». Володина решила, что по пьесе может быть снят прекрасный фильм, создала сценарий и отнесла его на телевидение. Алле Суриковой сценарий понравился, и она взялась за работу.

Советскому зрителю вряд ли была бы понятна игра слов, заложенная в названии пьесы, поэтому новое название родилось из знаменитого французского выражения
«Cherchez la femme» – «Ищите женщину». Эта крылатая фраза употреблялась для объяснения странного мужского поступка, намекая на дела любовные и на роль женщины в какой-либо запутанной истории.

На роль Алисы Постик режиссёр хотела пригласить грузинскую актрису Софико Чиаурели.  Для того, чтобы снять пробы, Суриковой пришлось выехать к ней в Тбилиси. Там съёмочная группа была встречена с таким радушием и  грузинским гостеприимством, что даже забыла о фотопробах и вернулась домой без них. Фото Софико для руководства пришлось переснять со старого календаря. Но никто ничего не заметил: актриса вдохновила всех своей красотой, и  была утверждена на роль.

В роли Грандэна изначально планировали снимать Михаила Ульянова, но актер сделал выбор в пользу других съемок. В результате на роль выбрали Леонида Куравлёва. Чтобы придать его образу больше суровости, инспектору добавили усы и намотали на шею шарф.

Сурикова сомневалась насчет кандидатуры Александра Абдулова на роль Робера де Шеранса, ведь амплуа актёра – романтический герой, а здесь нужно было играть расчётливого преступника. «Но Саша так искусно плёл интриги против героини Лены Соловей, так безжалостно душил Софико Чиаурели, так яростно бросал в голову Ярмольника бюст Наполеона — будто шел к этому всю сознательную жизнь», —  скажет позднее режиссёр.

У картины был ограниченный бюджет. Весь Париж снимали в павильонах. Съёмки французских улиц, которые добавили на монтаже, предоставил Суриковой Георгий Данелия. Он был во Франции и снимал Париж на любительскую камеру. Но на результат это нисколько не повлияло. Картину зрители приняли с восторгом и сейчас её уже смело можно назвать классикой отечественного кино.

27 апреля вы увидите эту остроумную, весёлую и увлекательную историю на сцене «Балтийского дома». Спектакль поставлен к юбилею ведущей актрисы театра, заслуженной артистки Санкт-Петербурга, неподражаемой Натальи Парашкиной. Режиссёр – заслуженный артист России Александр Исаков. Ждём Вас на премьере! 

БИЛЕТЫ


Наверх