Перед премьерой спектакля «Живые картины блокады»: Эрмитаж в годы Великой Отечественной войны
02.02.2024
2 февраля 2024 года на Малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» состоится премьера спектакля режиссера Игоря Коняева «Живые картины блокады». 28 января его премьерный показ прошел на сцене Эрмитажного театра. Спектакль уникален тем, что он создан на основе документальных свидетельств сотрудников музея.
В преддверии премьеры, которая пройдет на сцене нашего театра, мы публикуем материалы об Эрмитаже – крупнейшем музее мира, сумевшем в блокадные годы сберечь свои коллекции для последующих поколений.
За всю свою историю Эрмитаж получил богатый опыт эвакуаций. Первая эвакуация музея состоялась в 1812 году. Когда Наполеон вошел в Москву, император Александр Первый принял решение о частичной эвакуации музейной коллекции, и тогда баржами по Неве в Вычегду была отправлена картинная галерея и галерея драгоценностей. В списках отправленные экспонаты были обозначены лишь инвентарными номерами – операция была секретной.
Следующая эвакуация Эрмитажа произошла в 1917 году. В августе, когда случился корниловский мятеж, было принято решение о «разгрузке» Петрограда. Это означало, что все художественные собрания, не только музейные, но и большие частные коллекции, отправлялись в Москву. Там они располагались в Большом Кремлевском дворце. Рамы от картин оставляли в музее на местах, чтобы можно было быстро восстановить экспозицию.
Все это было учтено и в 1941 году. 22 июня 1941 года по радио прозвучала историческая речь народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова о нападении нацистской Германии на Советский Союз . Благодаря тому, что к войне готовились заранее и подготовка к эвакуации началась в Эрмитаже еще в 1938 году, первый эшелон удалось отправить быстро. Он ушел в Екатеринбург (тогда — Свердловск) уже 1 июля 1941 года, второй отбыл чуть позже, 23 июля, а третий состав отправить не успели, потому что началась блокада Ленинграда.
Для защиты от воздушных налётов и обстрелов в Эрмитаже работали подразделения гражданской обороны, а в подвалах зданий оборудовали 12 бомбоубежищ. (Еще до войны в музее существовало несколько команд: противобиологической, противохимической защиты, команда противовоздушной обороны). Музей не прекращал и научную работу. Он оберегал экспонаты и здания. По залам с пустыми рамами водили экскурсии. Устраивались научные заседания памяти восточных поэтов – например, отмечалось 500-летие великого узбекского поэта Алишера Навои, 800-летие азербайджанского поэта Низами. Николай Тихонов в своем корреспондентском очерке писал: «В великолепном Эрмитаже недавно справляли юбилей великого азербайджанского писателя – человеколюбца Низами…В солнечном Баку откликнулось это торжество, и по всему Советскому Союзу узнали, что в Ленинграде жив могучий дух торжествующего творчества».
После снятия блокады Ленинграда началась реставрация музейных зданий и залов. Павильонный зал и две галереи вдоль Висячего сада стали восстанавливать первыми. Именно здесь решили сделать выставку памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады, а также экспонатов, вновь приобретённых музеем. Она открылась 7 ноября 1944 года и проработала до момента прибытия основного состава музея из эвакуации. Два эшелона из Свердловска прибыли 10 октября 1945 года. Была запланирована большая выставка с реэвакуированными экспонатами музея.
В рекордные сроки, уже 5 ноября 1945 года в Эрмитажном театре состоялось торжественное заседание с докладом директора музея Иосифа Абгаровича Орбели, посвящённое открытию восстановленных залов. А 8 ноября 1945 года залы были открыты для посетителей. Сотрудник Отдела Востока Глафира Николаевна Балашова вспоминала: «Публика торопливо пошла в открытые залы, чтобы увидеть и убедиться, что Эрмитаж вновь действительно открыт, а вещи эрмитажные целы!»
Однако реставрация залов и зданий, в которые попали 17 артиллерийских снарядов и две авиационные бомбы, продолжалась ещё долгие годы.