Конференция «Безграничный Островский»
24.11.2023
23 и 24 ноября прошла конференция «Безграничный Островский». Участники и слушатели подвели своеобразный итог 200-летнего юбилея великого русского драматурга.
Вклад Александра Николаевича в русскую культуру не ограничивается театром, поэтому члены конференции поговорили о влиянии его творчества на различные сферы культуры: от музыки до кинематографа.
В обсуждении приняли участие теоретики и практики – исследователи творческого наследия А.Н. Островского, театральные деятели России, руководители петербургских театров, представители театров-участников фестивальной программы, студенты творческих вузов Санкт-Петербурга.

Модератором первого дня конференции выступила Нина Алексеевна Шалимова – профессор Кафедры истории театра России ГИТИС, доктор искусствоведения, член диссертационных советов ГИТИС, ГИИ и РГИСИ; второго дня — Николай Викторович Песочинский — профессор Кафедры русского театра РГИСИ, кандидат искусствоведения, театральный критик.

С докладами на конференции выступили:
• Борис Николаевич Любимов – ректор Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина, профессор, кандидат искусствоведения;
• Константин Аркадьевич Райкин – художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Художественный руководитель Высшей школы сценических искусств, профессор, народный артист России;
• Юрий Васильевич Кобец – театральный критик, переводчик, драматург;
• Татьяна Сергеевна Ткач – театральный критик, старший преподаватель Кафедры русского театра РГИСИ;
• Галина Вячеславовна Коваленко – профессор Кафедры зарубежного искусства РГИСИ, кандидат искусствоведения;
• Валерий Евгеньевич Потапов – старший преподаватель Кафедры литературы и искусства РГИСИ;
• Виктор Борисович Высоцкий – доцент Кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского – Корсакова;
• Полина Михайловна Степанова – профессор Кафедры режиссуры телевидения РГИСИ, доктор искусствоведения;
• Дарья Анатольевна Рыбакова – куратор выставочной экспозиции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, доцент Санкт-Петербургского государственного института культуры, кандидат искусствоведения;
• Елена Геннадьевна Федяхина – куратор фестиваля «Наш Островский», заведующий сектором Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки;
• Наталья Викторовна Суркова – директор Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского;
• Анатолий Аркадьевич Праудин – руководитель Экспериментальной сцены Театра-фестиваля «Балтийский дом», доцент Кафедры режиссуры РГИСИ;
• Сергей Анатольевич Морозов – художественный руководитель-директор Государственного драматического театра «На Литейном», режиссер спектакля «Мудрецы»;
• Алексей Владимирович Дубровский – заместитель Художественного руководителя Государственного академического Малого театра России, режиссер спектакля «Женитьба Бальзаминова» Малого театра, заслуженный артист России;
• Владимир Сергеевич Петров – художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени А.Кольцова, заслуженный деятель искусств России;
• Александр Сергеевич Созонов – режиссер спектакля «Гроза» Сахалинского Международного театрального центра им. А.П.Чехова (Чехов-центр);
• Владимир Витальевич Гранов – главный режиссер Вологодского Ордена «Знак почета» государственного драматического театра;
• Полина Леонидовна Неведомская – режиссер спектакля «Снегурочка. Не сказка» Национального русского театра драмы имени Михаила Лермонтова (Казахстан);
• Андрей Николаевич Сидельников – главный режиссер Санкт-Петербургского театра «Суббота», режиссер-постановщик спектакля «Вещь», старший преподаватель Кафедры режиссуры и актерского мастерства ф-та Театра кукол РГИСИ;
• Вера Александровна Полякова-Макей – директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя, заслуженная артистка Республики Беларусь;
• Светлана Васильевна Силич – начальник отдела учреждений культуры Управления культуры Мингорисполкома (Республика Беларусь).

Конференция позволила нам углубиться в изучение творческого наследия А. Н. Островского и еще раз утвердиться, что драматург был подлинным новатором, преодолевшим границы театральных жанров и сценических условий. А также утвердиться в понимании того, что само понятие «мир Островского» — шире, чем просто «театр Островского».
