К премьере спектакля «Золотой петушок»: история создания оперы Римского-Корсакова

16.05.2024

1 июня на сцене «Балтийского дома» состоится премьера спектакля «Золотой петушок». В новой постановке Владимира Жукова соединятся знаменитая сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок» и либретто В.И. Бельского к одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова.

Мысль о том, чтобы обратиться к «Сказке о золотом петушке», посетила композитора Николая Римского-Корсакова и либреттиста Владимира Бельского еще во время работы над «Сказкой о царе Салтане». Тогда, в 1899 году, некоторые фрагменты из «Сказки о золотом петушке» были внесены в черновые наброски, в качестве реплик Ткачихи, Поварихи и Бабарихи. Появилась в черновиках и фигура колдуна-звездочета. «Стихи, присланные Вами, очень мне нравятся (ужасно меня тешит Звездочет)», писал Бельскому композитор. Но в окончательный вариант эти материалы не вошли.
И тем не менее Римский-Корсаков не оставил своих стремлений. Первые наброски к опере родились осенью 1906 года. Бельский начал писать либретто, и к апрелю 1907 года уже полностью создал первый акт. Текст филигранно обрабатывался, переживая многочисленные редакции, о чем свидетельствует переписка либреттиста с композитором. «Слово на сюжет Пушкина вещь очень ответственная… Жду ответа и разноса…» – писал Бельский, высылая очередной вариант сцены триумфального въезда царя и царицы.
Затем наступил небольшой перерыв, связанный с отъездом Римского-Корсакова в Париж, а после его возвращения творческий процесс возобновился.

В конце августа 1907 года работа над оперой была завершена. Начался другой беспокойный этап – требовалось получить разрешение, чтобы опера могла прозвучать
со сцены Большого театра. Готовилось издание партитуры в фортепианном переложении. Цензура многое вычеркнула из «Золотого петушка», в частности, Пролог с Эпилогом и отдельные авторские выражения. Но и это не помогло. В мае 1908 года пришло известие от Управляющего московской конторой Императорских театров фон Бооля о том, что опера не включена в репертуар будущего сезона.
«Что же касается «Золотого петушка», то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против», – с прискорбием сообщал своему издателю Б.П. Юргенсону композитор. К сожалению, Римский-Корсаков так и не смог увидеть на сцене свое детище. 21 июня 1908 года композитор умер от инфаркта.

 Но премьера в Москве все-таки состоялась! 24 сентября 1909 года силами артистов Оперного театра Зимина на сцене Театра Солодовникова прошла первая постановка «Золотого петушка».
Спектакль выпустили режиссер Петр Оленин, художник Иван Билибин, дирижер Эмиль Купер. В главных партиях выступили: Шемаханская царица – Цецилия Добровольская, Додон – Николай Сперанский, Звездочет – Владимир Пикок, Амелфа – Александра Ростовцева, Полкан – Капитон Запорожец, Гвидон – Федор Эрнст, Афрон – Андрей Диков, Золотой петушок – Вера Клопотовская.


Опера Зимина в Москве. Полкан (К.Запорожец), Гвидон (Ф.Эрнст)  и Звездочет (В. Пикок). Из журнала «Театр и искусство». 1909 год, № 40

Московская критика не замедлила дать развернутый отклик на увиденное и услышанное. «Нам пишут из Москвы… Событие дня – это постановка в театре Зимина оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»….Главное внимание, очевидно, было обращено на декоративную сторону. Последняя выше всяких похвал. Г. Билибин со свойственной ему чуткостью понял идею композитора и либреттиста, воплотил в ярких, причудливых красках русскую сказку». Но отмечались придирчивой критикой и «музыкальные недочеты»: «Дирижер г. Купер в техническом отношении дал местами красивую звучность, тонкую отделку. Но куда же девалась бесконечная цепь лейтмотивов, переплетающихся между собой, образующих оригинальные, смелые контрапунктические комбинации?»... «Трудная, во всех отношениях, партия Шамаханской царицы поручена госпоже Добровольской. Артистка довольно успешно преодолела все технические трудности, но в чисто звуковом отношении голос ее страдал недостатком прозрачности», и так далее (Ник. Куров, «Театр и искусство», 1909, № 40).


«Золотой петушок». III акт. Процессия великанов. Из журнала «Театр и искусство». 1909 год, № 40

6 ноября 1909 года состоялась первая постановка «Золотого петушка» в Большом театре. Дирижером-постановщиком был Вячеслав Сук, художниками-постановщиками – Константин Коровин,  В. Внуков  и П. Овчинников, хореографом-постановщиком – Михаил Мордкин. Роли исполняли: Додон – В. Осипов (затем – Г. Пирогов), Гвидон – С. Гарденин (затем – С. Барсуков), Афрон – Н. Чистяков (затем – Н. Горчаков, С. Мигай), Полкан – Х. Толкачев (затем – С. Трезвинский), Амелфа – С. Синицына, Звездочет – А. Боначич (затем – А. Успенский, Ф. Эрнст), Шемаханская царица – А. Нежданова (затем – А. Добровольская).

Вдова композитора оценила эту постановку не так высоко, как первую, и написала об этом Зимину: «На казенной сцене… постановка богаче и оркестровые силы, конечно, больше, но дух сочинения передан на Вашей сцене вернее. А дух-то и важен в высшей степени».

После постановки в России «Золотой петушок» стали ставить и во всем мире: в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Вроцлаве и других городах. Одной из знаковых считается парижская постановка 1914 года, сделанная в жанре оперы-балета, с хореографией Михаила Фокина и в декорациях Натальи Гончаровой.

Последнее оперное творение великого русского композитора получило заслуженное признание и считается одним из лучших его произведений. «Опера Римского-Корсакова  «Золотой петушок» принадлежит к числу столь немногих истинно художественных комических опер. В этом отношении она занимает место рядом с «Севильским цирюльником» Россини, «Свадьбой Фигаро» Моцарта и в особенности – «Мейстер-зингерами Вагнера», писал А.В. Луначарский  («Театральный еженедельник», 1923-1924, № 2).

В публикации использованы материалы Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.

 БИЛЕТЫ НА ПРЕМЬЕРУ


Наверх