К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады: интервью с театральным художником Алексеем Евгеньевичем Порай-Кошицем

25.01.2024

Порай-Кошиц портрет.jpg

Алексей Евгеньевич Порай-Кошиц – театральный художник, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2002), профессор кафедры режиссуры РГИСИ. Работал во многих театрах страны. С 2009 по 2011 год был главным художником Театра-фестиваля «Балтийский дом». Как художник работал над спектаклями «Чокнутые королевы» по пьесе Даниэля Каля «Зарницы» (реж. О. Субботина, 2005 год), «Одиночество в сети» (по роману Януша Леона Вишневского, режиссер Хенрик Барановский, 2009 год), «Фальшивый купон» (по повести Л.Н. Толстого, режиссер   Анатолий Праудин, 2010 год), «Ольга. Запретный дневник» (пьеса Елены Черной на основе книги Наталии Соколовской, режиссер Игорь Коняев, 2010 год), «Осенний марафон. p.s.» (по киносценарию Александра Володина, режиссер-постановщик Анатолий Праудин, 2013 год), «Как закалялась сталь» (по одноименному роману Николая Островского, режиссер Анатолий Праудин, 2017 год).

«ВСПОМИНАЕТСЯ ТЕМНЫЙ ГОРОД»

Алексей Евгеньевич, во время блокады Вы были совсем маленьким. Уже после войны родители рассказывали Вам об этом времени?

И папа, и мама очень редко вспоминали блокаду и войну, слишком тяжело это было.

Тогда, в блокадное время, мы жили у моего дедушки, Александра Евгеньевича Порай-Кошица, который был академиком, в полученной им ведомственной квартире, находившейся прямо на территории Технологического института, где он работал. Во дворе Технологического института был огромный двор, и мы с родителями иногда выходили туда гулять.

В основном вспоминается темный город, и среди этой темноты – яркие лучи прожекторов, блуждающие по небу сквозь туманы (прожектора использовали, чтобы защищать город во время ночных налетов), частые звуки сирен.  Когда объявляли о начале авианалета, везде тушили свет. У нас в квартире были глухие, темные шторы.

Но в Ленинграде мы находились не всю блокаду. В 1942 году по Дороге жизни нас эвакуировали в Казань, а затем в Москву, и День Победы мы встретили уже там. Помню, как вышли на улицу гулять с мамой. Мы жили на Малой Бронной. Вдруг раздался какой-то грохот и стало очень светло – это был салют. Оказывается, как раз в эти минуты объявили о Победе.

Расскажите о работе над спектаклем Игоря Коняева «Ольга. Запретный дневник» к 100-летию со дня рождения поэтессы Ольги Берггольц, «блокадной музы». За сценографию этого спектакля Вы получили «Золотой софит».

Мы с Игорем Коняевым сделали много спектаклей вместе. Работа над этим спектаклем была серьезная, сложная, ей отдавалось много сил. Но с Игорем хорошо работать. Он всегда слушает, делает выводы, обосновывает свое мнение.

Поэтому в результате получился очень хороший спектакль, который пользовался успехом у зрителей. Принимали его отлично.

IMG_0176-к.jpg

«Ольга. Запретный дневник» (реж. И. Коняев, сценография – з.д.и. России А.Е. Порай-Кошиц). В роли Ольги – н.а. России Эра Зиганшина


Наверх