Фестиваль русских театров «Встречи в России»

 ХХVI  Фестиваль русских театров
«Встречи в России»,
посвященный 225-летию со дня рождения
А. С. Пушкина

3-9 апреля 2024 года
Санкт-Петербург


Фестиваль прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Союза театральных деятелей Российской Федерации (ВТО) и при содействии Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ.

В Санкт-Петербурге завершился XXVI Фестиваль русских театров «Встречи в России». В 2024 году он прошел с 3 по 9 апреля и был посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В программу вошли спектакли по произведениям классика из русских театров 8 стран: Абхазии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, России Таджикистана и Узбекистана.

Открыл фестиваль Азербайджанский государственный академический русский драматический театр из Баку спектаклем «Капитанская дочка». Знакомый Петербургскому зрителю режиссер Игорь Коняев создал эту постановку в рамках проекта «Петербургские театральные мастерские». Знакомая по школьной хрестоматии история о взрослении, первых чувствах и том, как важно «беречь честь смолоду» даже в самых экстраординарных исторических событиях, дала простор для раскрытия бакинских артистов разных поколений.

Ферганский областной русский драматический театр (Узбекистан) впервые принял участие в фестивале «Встречи в России» и представил комедию режиссера Анвара Абдуллаева «Барышня-крестьянка» по мотивам знаменитой повести А.С. Пушкина об искренней любви юноши и девушки, которой не смогла помешать даже давняя вражда между их отцами. Пушкин в этой истории привел своих Ромео и Джульетту к счастливому финалу, а режиссер из Узбекистана инкрустировал в спектакль поэзию классика и аутентичные народные песни.

Государственный русский театр драмы им. Ф. А. Искандера (Абхазия) к юбилею классика перенес на сцену «энциклопедию русской жизни» — роман в стихах «Евгений Онегин». Режиссер Сергей Ефремов создал динамичную постановку, в которой сохранен классический текст, легкий юмор и неповторимая пушкинская ирония.

«Маленькие трагедии» зрители фестиваля смогли увидеть в двух режиссерских версиях. Роман Габриа в Гомельском областном драматическом театре (Республика Беларусь) обратился к теме таланта: в его постановке «Маленькие трагедии. Пушкин» история Моцарта и Сальери причудливо сплетается с моментом исторической встречи Пушкина и императора Николая I. Ереванский государственный русский драматический театр им. К. С. Станиславского (Армения) представил «Маленькие трагедии» режиссера Карена Нерсисяна. Этот спектакль включил все четыре трагедии и строился на удивительной игре ярких противоположностей, которые так мастерски умел соединять сам поэт.

Государственный русский драматический театр им. Вл. Маяковского (Таджикистан) представил спектакль «Тартюф» по одной из самых известных пьес французского драматурга Мольера, влияние которого на Пушкина было весьма значительным. Режиссер Бодурбек Миралибеков создал постановку о людских пороках и страстях.

К мистической повести классика обратился молодой режиссер, выпускник ГИТИСа Роман Лыков, поставив в Русском драматическом театре (Шымкент, Казахстан) «Пиковую даму». В этом спектакле Пушкин стал хозяином бродячего театра, который путешествует на узнаваемой «буханке» и разыгрывает перед зрителями загадочную петербургскую историю. Продолжил тему мистики Гродненский областной театр кукол (Республика Беларусь), представив не менее таинственное произведение «Уединенный домик на Васильевском» – фантастическую повесть Владимира Титова, сюжет которой тот записал «со слов самого Пушкина». Известный белорусский режиссер Олег Жюгжда мастерски объединил на сцене кукол и «живой план», усиливая мотив игры потусторонних сил с человеком.

Зрители высоко оценили программу фестиваля:

Светлана Дубовская: «Прежде всего - огромное спасибо «Балтийскому дому» за ваш бесценный труд - сохранять и развивать русский театр! Спектакль Казахстана получился не перегруженным современными находками (удачно вплетена бал-дискотека). Спасибо! Удачи и новых побед!»

Sweet Pea: «Прекрасный спектакль! Посмотрели с большим удовольствием. Сценические и световые решения были шикарными! Артисты великолепны! Гродненский театр кукол, приезжайте ещё! Браво!»

Наталия Гулева: «Посмотрели сегодня спектакль "Барышня крестьянка" Ферганского областного русского драматического театра. Спектакль очень понравился! Лёгкий, воздушный, наполненный русским духом!!! Соскучилась по таким спектаклям! Работа режиссёра восхищает! Интересно поставлены народные танцы, в каждом есть свой рисунок и пластика. Особенно понравился танец с коромыслами. Работа коллектива театра заслуживает самой высокой оценки!»

Дополнительная программа включила обсуждения спектаклей ведущими театральными критиками России, мастер-классы и лекции от петербургских театральных педагогов, презентации русских театров зарубежья, Ярмарку молодой режиссуры, а также творческие вечера-встречи, на которых коллеги смогли обменяться идеями и предложениями, обсудить совместные планы на будущее.

В онлайн-формате состоялось два показа моноспектаклей: «Спасти камер-юнкера Пушкина» Луганского академического музыкально-драматического театра имени М. Голубовича (режиссер-постановщик и исполнитель – н.а. ЛНР, з.а. Украины Александр Редя) и «Мой первый друг» Театра «Монплезир» (автор и исполнитель Игорь Ларин). Все дни фестиваля в группе ВКонтакте шли прямые эфиры из открытой студии «Встречи FM», где арт-журналист Татьяна Троянская беседовала с гостями фестиваля о постановках А.С. Пушкина и жизни русских театров за рубежом.

Фестиваль «Встречи в России» уже более четверти века объединяет единомышленников, любящих и ценящих русскую культуру, способствует укреплению статуса русского языка и его сохранению. Именно на фестивале в 2017 году была создана Ассоциация деятелей русского театра зарубежья, которая сегодня объединяет более 150 деятелей театра из 43 стран. 
В год 225-летия Александра Сергеевича Пушкина фестиваль успешно доказал, что наследие классика всегда будет актуальным, а русскоязычный театр действительно не имеет границ, являясь многообразным и ярким явлением в современном мировом искусстве, и что именно культура — это самый прочный мост, соединяющий и объединяющий людей. 




Наверх